Выбрать недорогую обувь RIEKER. С доставкой
rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

Вино как символ

Вино в традиционной символике редко бывает как-то связанным с опьянением, а является, так как обычно разбавляется водой, в истинном смысле «духовным напитком», жидкостью, наполненной огнем жизни. Распространенный в некоторых культурах (Дионис-Бахус) обычай чрезмерного потребления вина имел культовые корни и должен был вызывать соединение с божеством экстаза. 

Вино должно было разрушить любое колдовство, разоблачить ложь («in vino Veritas» — «истина в вине»); им могли наслаждаться и умершие, если его принести в жертву, полив на землю и дав ему впитаться в нее. Как «голубая кровь», вино часто рассматривалось в тесной символической связи с кровью, причем не только в христианском таинстве. В данном смысле оно могло также заменять жертвенную кровь, предназначенную для мертвых.

Культура виноградарства на Востоке и в Египте — очень древняя (обнаружена там еще в III тысячелетии до н.э. и называлась «ерпи»; темные виноградины определялись как «глаза Гора»). В этом регионе на праздниках всегда должно было быть вино (ср. первое чудо Иисуса на свадьбе в Кане — превращение воды в вино). Средневековая символика часто иллюстрирует тождество, согласно которому виноградный куст — это Христос, а его апостолы являются лозами. 

Крест и дерево жизни нередко изображаются в виде кустов винограда; сбор урожая винограда — символ Страшного суда. Чрезмерное употребление вина описывается отрицательно только в связи с опьянением Ноя, при этом неуважение его сына Хама считалось предзнаменованием такого же поведения солдат, пленивших Иисуса на масличной горе. В средневековом собрании новелл «Геста Романорум» («Gesta Romanorum») (oK. 1300) рассказывалось, «что Ной нашел куст дикого винограда, названного им лабруска (Labrusca), по межам (лабра) у пашен и у тропинок.

 Но так как это вино было кислым, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, овцы, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из нее удобрение, которое положил к корням дикого винограда. Так вино было подслащено этой кровью... Употребляя вина, многие люди стали львами из-за своего гнева и потеряли рассудок. Некоторые от стыда стали овцами, другие обезьянами из-за своего любопытства и непристойной порочности, которой предались». О «свинских» последствиях опьянения текст ничего не говорит, так как эффект такого рода и без того, очевидно, был известным.

Для Хильдегарды Бингенской (1098—1179) вино имело большое значение как лечебное средство и как символ. Во всяком случае она связывает его с библейским рассказом о Ное и пишет: «Теперь земля, поврежденная до этого кровью Авеля (см. Каин), породила новый сок вина, и мудрость начала свою деятельность сначала». Причем злоупотребление вином представляет негативные стороны его власти, но все же скрытая в вине сила — большая тайна. «Зерно и вино растут за счет таинственной силы зародыша (viriditas, «зелень» —от него происходит используемое в эзотерической литературе со времен Э. Булвера-Литтона выражение «врил»), которую не может видеть человек». Эта сила действует и тогда, когда хлеб и вино превращаются в таинстве в плоть и кровь Иисуса Христа. «Так, вино — новый сок земли, сок, в котором присутствуют смерть и жизнь» (Шиппергес, 1957). 

В исламе по отношению к вину господствовало двойственное отношение. Легенды рассказывают, что когда архангел Джибрил (Гавриил) вывел Адама и его — не названную по имени — жену из сада рая, то пожалел отверженных и подал им лозу из закрытого теперь сада. По другой версии, его посох был увлажнен слезами сочувствия и пустил побег; плоды были подобны слезам ангела, круглые и сладкие. Но Иблис, дьявол, пожелал этому растению несчастья, и поэтому вино изначально — дар ангела, но не благословенно. Его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, но в раю избранные пьют «вино, которое запечатано мускусом и которое будит у всех такое желание, что все зовут его. И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его друзья». В раю также течет ручей с вином, прекрасным на вкус, но не опьяняющим.

По словам летописца Нестора, великий князь Владимир Святославич (ум. в 1015 г.), узнав от магометанских проповедников, что их религия запрещает употребление вина, ответил такими словами: «Руси веселие есть пити, не может без того и быти». В символике снов вино, по мнению Аеппли, свидетельствует о встрече с духовным и душевным содержанием личности, вопреки его реальному значению как алкогольного напитка. «Религиозное переживание возвысило вино до тождественности божественной крови. В вине есть нечто возбуждающее, сила духа, преодолевающее силу тяжести земли, окрыляющее фантазию... Где светится золотое или темно-красное вино в стеклянном кубке сна, там существует позитивная и значительная жизнь. Чудо вина, если рассматривать его с позиций души, является божественным животворящим чудом превращения приземленно-вегетативного бытия в окрыленный дух».

В Восточной Азии (Японии) западному вину соответствует «рисовое вино» саке — собственно, некая разновидность пива с высоким содержанием алкоголя (12—16%). Оно служит в качестве ритуального напитка на свадьбах и на Новый год. Его пьют из маленьких деревянных чашечек, покрытых красным лаком, как символ скрепления договоров.


http://www.symbolsbook.ru/

Теги: вино , символ
Статьи по этой теме:
Как распробовать вино
Как распробовать вино
Особенности выполнения вина из винограда, пораженного благородной плесенью
Особенности выполнения вина из винограда, пораженного благородной плесенью
Археолог воссоздал древнейшее вино
Археолог воссоздал древнейшее вино
Медовое вино
Медовое вино
Последние новости:
ИНТЕРЕСНОЕ
Итальянский шеф-повар открыл магазин премиум-кулинарии
Итальянский шеф-повар открыл магазин премиум-кулинарии

Интернет-магазин Роберто Бруно предлагает широкий выбор блюд кулинарии необычной рецептуры
Подробнее...

Комментарии

Выбрать тапочки