Выбрать недорогую обувь RIEKER. С доставкой
rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

Вино и религия

Самым главным в начальном периоде истории вина было то, что древние греки, а затем и древние римляне отводили вину очень важное место в своей жизни. По этой причине, а главное в силу его религиозного или ритуального использования вино стало одним из существенных элементов западной цивилизации. В эпоху древней Греции вино было известно и в Китае, но по-настоящему там не изготавливалось и не использовалось. Виноградарство приблизилось и к городам Персии и Индии, но не оставило там глубоких следов. Что же касается доколумбовой Америки, то ей виноградарство никогда не было знакомо, несмотря на наличие диких виноградников и существование утонченных цивилизаций.
    Христианские обряды и верования непосредственно происходят из древнегреческих и древнеримских ритуалов. Использование вина в причастии и прочих таинствах прямо связано с иудаизмом, но все же эти обряды больше напоминают аналогичные из древнегреческого культа бога вина Диониса и его древнеримского эквивалента Бахуса.
    Древние римляне, расцвет цивилизации которых пришелся на времена упадка Эллады, переняли богов греческого пантеона, добавив их к своим. Христианство, развитие которого происходило во времена расцвета Римской империи, переняло много вакхических символов и обрядов, чем первоначально и привлекало неофитов. Значение Святого Причастия (евхаристии) - слишком сложная тема, отметим только, что вино причастия было по крайней мере столь же необходимо собранию христиан, сколь присутствие священника. По причине важного места, занимаемого им в религиозных обрядах, вино сохранилось и выжило даже в смутный период варварских нашествий, последовавших за упадком Римской империи.

Боги вина

    Дионис был одним из многих богов виноградарства и виноделия. По преданию, Дионис принёс вино в Грецию из Малой Азии (нынешней Турции). Дионис был сыном бога Зевса и простой смертной - царицы Семелы, тело его было виноградной лозой, а кровью вино. Аналогичные мифы с примечательным постоянством возникают и в других цивилизациях. В одной записи 2700 года до н.э. упоминается шумерская богиня Гестина, имя которой означает "виноградная лоза".
    В Египте богом вина был Осирис, само вино иногда называли "слезами (бога) Гора" или потом "Ра" (бога Солнца). Был еще и Шаи— маленький бог виноградной лозы. Шаи имел спокойный нрав и не устраивал буйных празднеств, как Дионис. Может быть, за его достойное поведение, а еще и потому, что веселящее вино мог позволить себе далеко не каждый, Шаи стали считать заодно и божеством довольства, изобилия и богатства
    Хотя позднее Христос и сказал: "Я есмь истинная лоза", иудаизм, однако, не устанавливал никакой связи между Богом и вином. Он даже запрещал жертвенные возлияния, столь частые в Вавилоне, Древней Греции и иных местах. Вино имеет важное значение в иудейском ритуале, но злоупотребление им осуждается.
    Став господствующей религией, христианство устранило Диониса и Бахуса. Первые епископы считали характерные для вакханалий оргии святотатством - тем более что в них участвовали женщины.
    Были боги вина и у других античных народов, к примеру, Оратал — у арабов, Сома — у индийцев и т.д.

Монахи и вино

     Вино было тесно связано со всей культурой Средиземноморья. К северу от Альп из-за бесконечных нашествий варваров вековые отрасли оседлого хозяйства (в том числе возделывание виноградников) непрерывно подвергались опасности и приходили в упадок. Виноделию позволила выжить только церковь, нуждающаяся в вине и способная обеспечить постоянство и преемственность. Когда Европа выбралась из смутных времен, виноградники располагались именно вокруг монастырей и соборов.
    Но монахи не довольствовались лишь изготовлением вина, они его улучшали, некоторые вина (шампанское) вообще обязаны своим происхождением монахам. В средние века бургундские цистернцианцы первыми стали исследовать почвы Кот-д'Ор и преобразовывать виноградники, выбирая лучшие саженцы, экспериментируя с подрезкой и используя наделы, не подверженные заморозкам и дающие самый спелый виноград. Лучшие виноградники окружали стенами. Оставшиеся от той эпохи огороженные возделываемые  участки (clos) свидетельствуют о проницательности монахов. Слово clos стало синонимом слова "виноградник" и вошло в название некоторых винодельческих областей и наименований вин. Цистернианцы из монастыря Клостер Эбербах поступали точно так же в Рейнгау (западная Германия).  Все эти усилия были направлены на изготовление вина, предназначенного не только для литургии, но и для продажи: монахи играли существенную, даже основную роль в средневековой винной торговле.
    Понемногу жизнь становилась спокойнее, что способствовало расширению и развитию виноградников и оживило торговлю. Но вино никогда не утрачивало полностью своей меновой роли - в раннее средневековье (примерно между V и X веками) торговые суда тайно выходили из Бордо или устья Рейна в западные моря, которые бороздили пираты, и держали курс на Великобританию, Ирландию или еще дальше на север. Любой предводитель варваров считал своим долгом сопровождать пиршество вином; самому уединенному скиту вино требовалось для причастия.
    С возрождением торговли возникли крупные винные флотилии. Сотни кораблей шли в Лондон или в порты Ганзы. Реки также превратились в стратегические торговые пути: наполненные вином бочки были тяжёлыми и громоздкими, а потому транспортировка водным путем была удобнее.
    Для средневекового человека вино или пиво были не роскошью, а настоящей необходимостью. Вино смешивалось с водой, чтобы сделать её годной для питья. Воду редко пили в чистом виде, по крайней мере в городах. "Простая вода нездорова для англичан", - писал в 1542 году английский ученый Эндрю Бурд.
    Перевозилось и выпивалось огромное количество вина. В XIV веке экспорт из Бордо в Англию был настолько значительным, что его средний годовой оборот был превышен лишь в 1979 году. Английский король Эдуард II заказал по случаю своего бракосочетания с Изабеллой Французской вино в количестве, эквивалентном более чем миллиону бутылок. Примерно три века спустя, в царствование королевы Елизаветы I, англичане осушали свыше 40 миллионов бутылок вина в год - и это в стране с населением в 6,1 миллиона жителей.

Вино и христианство


     Библия упоминает вино, как установили дотошные исследователи, по крайней мере 521 раз!
    До сих пор остается открытым вопрос о природе священных плодов, произраставших в Раю. Одни считают, что пресловутое яблоко было на самом деле виноградом, потому что только его перебродивший сок может открыть разум человека. Разве змей не говорил Еве: "Нет, не умрете, ибо сказал бог, что в день, когда вкусите их, откроются глаза ваши и будете, как Бог, ведающий добро и зло".
    "Официально" именно после хаоса очистительного потопа Ной впервые посадил виноград, а также два других священных библейских растения - оливковое и фиговое деревья.
    Вино как символ крови жизни появляется еще в Ветхом Завете: Книга Бытия (49.11) настаивает на определении "кровь виноградных ягод", а Второзаконье (32.14) говорит о "крови гроздьев". В более мирском плане одна из второканонических книг, книга Притчей (31.27), утверждает в свою очередь: "Вино - это жизнь для человека (мужчины), если он пьёт умеренно. Что за жизнь у того, кто не имеет вина! Вино создано для радости людской, для веселья сердца, для счастья души". В Песни песней говорится, что вино - знак единения мужчины и женщины: "Мой возлюбленный целует меня в уста, и объятья его лучше вина. ... Возлюбленная моя, груди твои словно кисти винограда".
    Таким образом, мы находим в Библии упоминание о винограде в двух смыслах: с одной стороны, это апология священного напитка, источника гармонии и символа единения, с другой - недвусмысленное предупреждение против опасности злоупотребления им. Из семи смертных грехов именно на пьянство указывает Бог, обличая грех чревоугодия.
    И совершенно не случайно в Новом Завете Иисус сотворяет свое первое чудо, превращая на свадьбе в Кане воду в вино. Впрочем, виноград постоянно упоминается в речах Иисуса. Например, чтобы объяснить, каким образом человек участвует в божественной генеалогии, он говорит: "Я - виноград, вы - ветви его, а мой Отец - виноградарь".
    Именно во время Тайной вечери, знаменитой совместной трапезы ("евхаристии" по-гречески) Иисуса и его учеников, мистика вина обретает свое значение. По сути, Иисус возводит фундамент христианства, когда поднимает кубок с вином и произносит: "Сие есть кровь моя Нового Завета; всякий раз, когда будете пить вино, делайте это в память обо мне". Превращение вина в кровь Христа и хлеба в тело его породило Евхаристию, первое таинство христианской религии. А священная заповедь: "Ядящий мою плоть и пиющий мою мою кровь пребывает во мне и Я в нем" - соблюдалось буквально вплоть до  XV века, когда верующие принимали причастие в двух видах во время мессы.
    Но Иисус во время Вечери сказал ещё: "Это кровь моя, кровь Завета, который будет распространен по свету многими грешниками". Вот почему кровь, пролившаяся на кресте, должна была скрепить Новый Завет между Богом и людьми. Кровь распятого Христа, вытекшая из-под пронзенного копьём ребра и, как полагают, собранная в чашу, в будущем породит легенду о мистической чаше Грааля с её напитком бессмертия, которую искали король Артур и рыцари Круглого стола.
    Однако Иисус Христос предупреждал, что его смерть станет началом новой эры, эры возрождения: "Говорю вам, что не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца моего" (Матфей, 29).
    Теперь становится понятным то, о чем, к несчастью, забыл весь мир: вино в христианской традиции не только источник радости, мира и жизни, но прежде всего символ священной связи между человеком и божественной сущностью.
    Христианская идея в этом смысле очень близка дионисийскому символу, с одной только разницей: сакрализация вина как крови Христовой и предощущение Нового Завета знаменуют начало новой эры, тогда как празднества в честь греческого бога имели ежегодную периодичность и знаменовали весеннее возрождение природы. В этом втором случае миф носил циклический характер, а в христианской традиции он имеет характер космический и служит точкой отсчета траектории нового времени.


Тайная вечеря (фрагмент)



Вино и ислам


     Некоторые могут подумать, что запрет пить  вино является неотъемлемой частью исламской религии. Но это не так, потому, что Коран, если в нем и содержатся намеки на опасность чрезмерного употребления вина, порождающего пьянство, никогда не запрещал пить вино.
    В одной из сур Корана говорится: "Ешьте и пейте, но не превышайте меру ... Вы можете пить, но не хмелейте". В другой суре сказано: "Дьявол хочет возбудить ненависть и вражду между вами (людьми) через вино и азартные игры. Он хочет отделить вас от Бога и молитвы".
    Похоже, что мусульмане воздерживаются от вина больше из боязни опьянения, чем из-за запрета Корана. Во всяком случае, сунниты, фундаменталисты, запретили пить вино. Раскольники-шииты, в отместку суннитам, возвели в достоинство совершенно иное поведение, позволяя употребление вина в количествах, не доводящих до опьянения. И все же шииты пьют в знак протеста против догматического фундаментализма и ради утверждения   своего понимания богословия.
    В IX веке культура виноградарства достигла в мусульманских странах наибольшего расцвета. Знаменитый врач Авиценна говорил: "Вино - друг мудрого и враг пьяницы. Оно горько и полезно, подобно совету философа. Оно позволено людям разумным и запрещено глупцам. Дурака оно толкает в преисподнюю, а умного ведет к Богу. И потому религия позволяет пить вино мудрому, а разум запрещает это глупому". Этот разумный взгляд со временем все более распространяется среди людей образованных, по мнению которых вино не только служит вдохновению, но приводит и к откровению. Для ученых людей вино превратилось в источник эзотерических знаний. Вот почему оно стало уделом элиты общества и посвященных.
    Такое отношение к вину сохранялось вплоть до XII  века. Именно тогда были опубликованы замечательные поэтические произведения, и среди них "Похвала вину" Омара Ибн Аль-Фарида, рубаи Омара Хайяма, также воспевавшего вино и полагавшегося на Аллаха в том, сколько пить. И даже позднее, в конце XIII в. венецианский путешественник Марко Поло, описывая Персию, отмечал, что "вина и всяких плодов у них много". В итальянском варианте книги путешественника, изданном в XVI в., уточнялось: "Могут возразить, что сарацины не пьют вина: это запрещено им их законом; на это отвечаем, они толкуют текст вот как: если вино вскипятить на огне, оно частью испарится и станет сладким, и тогда его можно пить, не нарушая заповеди, потому они не зовут его более вином; оно изменило вкус и называется также иначе". А если вспомнить Хафиза, персидского философа и поэта XIV века, то он полагал, что вино вводит человека в общий круговорот вселенной и тем самым делает его частью космоса.
    Сегодня, как известно, в практике исламской религии вино запрещено. Считается, что человек недостаточно мудр, чтобы извлечь из вина пользу и избежать чрезмерностей. Пророк ясно сказал, что в сердце человеческом не могут сосуществовать пьянство и вера. Одно исключает другое.

http://kourtaki.newmail.ru/

Теги: вино , история
Статьи по этой теме:
Великие и спиртное
Великие и спиртное
Искусство подачи вина.
Искусство подачи вина.
Вкус вина для женщины зависит от его цены
Вкус вина для женщины зависит от его цены
Учёные научились искусственно облагораживать дешёвое вино
Учёные научились искусственно облагораживать дешёвое вино
ИНТЕРЕСНОЕ
Фруктовое пюре с печеньем от «ФрутоНяня»
Фруктовое пюре с печеньем от «ФрутоНяня»

  «ФрутоНяня» выпустила фруктовое пюре из яблок, бананов и груш с печеньем в упаковке гуалапак.
Подробнее...

Выбрать тапочки