Помнится, когда в конце 90-х в газетах начали появляться материалы о катастрофическом воздействии на организм добавок серии Е, многие из нас заучивали на память длинные списки,
в которых каждой добавке с номером соответствовала та или иная страшная болезнь. Раковые опухоли, белокровие, чего там только не было! Времена поменялись, и маркировкой Е стали величать всё – от лимонной кислоты до соли. Конечно, рядом невинной «белой смертью» прячутся и действительно опасные для здоровья вещества. Например, добавки Е123 (амаран) и Е240 (формальдегид-консервант) в России официально запрещены. А у нас… разрешены - с формулировкой, что «в малых дозах они не вредны». Видимо, украинцы более устойчивы ко всякого рода гадостям, нежели их северные соседи.
Но маркировка Е ничего не говорит о генетически модифицированных продуктах, которые очень любят бизнесмены. Почему? Если, например, в генный код помидора внедрить ген, отвечающий за красный цвет лососевого мяса, то помидоры будут выглядеть на порядок презентабельнее и продаваться дороже. А кто откажется от лишней прибыли?
Наиболее употребляемым сегодня является модифицированный крахмал. Как он модифицирован и чем – другой вопрос. Главное, что картошка, из которой он был выращен, не болела и ее не ели даже колорадские жуки. Наверное, понимали, что вредно. А вот лабораторные крысы, лишенные возможности выбирать, в ходе одного из экспериментов из-за такой крахмальной диеты даже поменяли состав крови.
Не так давно на упаковках всевозможных продуктов стал появляться зеленый прямоугольник – «БЕЗ ГМО». Можно было бы порадоваться, но не тут то было.
Заместитель начальника Главного управления по делам защиты прав потребителей Нина Перепелица:
- Согласно новым стандартам маркировки, любая приставка Е должна быть расшифрована на упаковке однозначно. Также должна быть указана жирность продукта в процентах и калорийность. А вот по ГМО в стандарте ничего нет, хотя в СМИ прошла новость - мол, у нас ввели обязательную маркировку ГМО. Однако таких нормативных документов мы не имеем. Но если внимательно почитать существующую маркировку продукта, там можно встретить очень много красителей и консервантов, которые гораздо вреднее для организма, чем ГМО.
Скоро будет пересматриваться закон о генетически модифицированной продукции, и в нем будут изменены стандарты детского питания. Сейчас там очень много нестыковок с законодательной базой, - оптимистично завершила свой грустный спич Перепелица.
Так что зеленый прямоугольник – вовсе не знак отсутствия ГМО в продукте, а лишь нехитрый рекламный ход. Конечно, можно надеяться на честность производителей, но никакой законодательной базы она под собой не имеет. К счастью, в ближайшее время на товарах появится новый знак - аист, который будет отмечать экологически чистые продукты.
- Экологический комитет сейчас занимается разработкой экологической сертификации продукции. В это понятие входит все: где выращено сырье, каким образом оно отобрано, как переработано, используется, хранится и даже как перерабатывается упаковка. Таких продуктов у нас достаточно мало, - уточнила специалист по защите прав потребителей.
На европейском рынке число экологически чистых продуктов ежегодно увеличивается в среднем на 2-2,5%. Для их распознания и внедрена специальная маркировка - в Украине это аист в виде зеленого листочка. Многие из нас привыкли к часто встречающимся двум зеленым стрелочкам, повернутым друг от друга. Такая маркировка сейчас запрещена. Она не говорит об экологической чистоте или безопасности продукции.
Интересно узнать, насколько реальная «экологическая чистота» отразится на стоимости продукта. И невозможно представить, что введение подобной маркировки будет радостно встречено производителями.
- Не побоюсь сказать, что давление существует на законодательном и государственном уровне. Потому что сейчас контролирующие органы обязали предупреждать о своем визите к производителям за десять дней. Понятно, какая продукция будет на складе и в производстве - небо и земля, - говорит Нина Перепелица. - Кстати, очень тяжело приходится с вином: нормативы говорят только о проверке количественных показателей спирта, сахара и кислотности. Но если эти цифры подогнаны точно, определить фальсификат почти невозможно.
Мы тоже прошлись по магазинам вслед за специалистами из управления по защите прав потребителя. Увы, ни одного товара с зеленым аистом не нашли. Остается только надежда на то, что в ближайшем времени аисты на полки днепропетровских магазинов будут заглядывать чаще.
27035