rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

Еда для Юрия Гагарина

Если бы Юрий Гагарин внезапно проголодался, то, порывшись немного в бардачке под приборной панелью ракеты, мог бы извлечь оттуда не только бульон в тюбике, но и  шоколад в тюбике, чай в тюбике и еще много всего, что можно поместить в тюбики вместо крема и зубной пасты.
В 1961-ом любой советский ребенок мечтал выдавливать еду прямо в рот, «как настоящий космонавт». Сегодня на любви людей ко всему «космическому» производители продуктов питания научились зарабатывать.
«Космические» технологии упаковки стали неотъемлемой частью уникальных свойств многих продуктовых брендов, а первые космические туристы так и норовят пронести на борт МКС нестерильную ресторанную еду в «неформатной» упаковке.
image003.jpgЭволюция космического тюбика
Впервые тюбики появились на прилавках советских магазинов в 50-е годы. В них, как и положено по «стереотипу», находилась зубная паста, заменившая собой зубной порошок. Когда же у страны возникла внезапная необходимость кормить космонавтов, то лучшей упаковки, чем тюбик, было просто не найти.
Родиной космического тюбика принято считать Эстонию. Прибалтийский химкомбинат уже в 1964-м году наладил непрерывное производство алюминиевых туб в соответствии с местным стандартом. Здесь по методу горячего разлива упаковывали в тубы разнообразные ягодные желе для продажи в местных магазинах. Никто бы и не знал, что «эстонские стандарты качества» полностью соответствуют космическим, если бы однажды ВНИИ Пищеконцентратов космического питания не остановил свой выбор именно на этом подрядчике.
В технологиях даже не пришлось ничего менять. Разве что слишком маленькие выходные отверстия горловин были в эстонских тюбиках. Диаметр в 6 мм удобен лишь для продуктов пастообразной консистенции. Первые и вторые блюда, предусмотренные в меню космонавтов, выдавливать из этих тюбиков было так же сложно, как сегодня, например, сложно выдавить какой-нибудь дешевый кетчуп а-ля «Цыганский» (с кусочками томатов и перца) из узкого отверстия «откидной» крышки на пластиковой бутылке.
Только в 1970-м году удалось увеличить диаметр горловины еще на 2 мм. Это произошло уже на Тираспольском заводе металлолитографии, который смог освоить производство туб по новым республиканским стандартам Молдавии – «для спец. потребителя».
Тюбики с 8-миллиметровыми горловинами позволили спецпотребителям питаться мясом, рублеными овощами и фруктами, не сводя глаз с иллюминатора, за которым простирался огромный Советский Союз. Так продолжалось до 1985 года. В период перестройки Тираспольскому заводу стало проблематично закупать алюминий, и спец тюбики были сняты с производства. Впрочем, потом в Приднестровье вообще началась война.
Кстати, до 1971-го года на бортовой кухне у наших космонавтов не было ни одной «горячей точки» – в буквальном смысле. А потом для них придумали маленькую чудо-печку. Она подогревает тюбики до нужной температуры и до сих пор состоит на службе у российской космонавтики.
С 1982 года, в добавление к привычным космо-тюбикам, еще один вид пищевой упаковки смог покорить обитаемый космос. Продукты быстрого приготовления стали помещать в специальные пакеты, в которые непосредственно перед едой нужно залить горячую воду, чтобы блюда приобрели свой привычный вид.
Примерно в эти же годы советские ученые обнаружили, что иногда в задаче сохранения привычного вкуса блюд упаковочные и пищевые технологии бывают бессильны. Однажды советский космонавт, попробовав свой любимый сок, обнаружил, что напиток – прокис. Ученые со всего Союза долго и тщательно изучали образцы продукции, но никаких дефектов не обнаружили. Выяснилось, что вкусовые ощущения человека меняются через десять дней пребывания в космосе. Связано это с тем, что на орбите, в условиях невесомости, у человека меняется обмен веществ.
Сегодня в качестве материала для тюбиков на смену алюминию пришли многослойный ламинат и коэкструзия ( пятислойная экструзионная туба). Но пока эта упаковка не опробована в космосе, а возможно, что и не будет. Ведь тюбики, ставшие символом космического питания, теперь используются всё реже. Пища в основном расфасована по жестяным банкам (её разогревают, помещая в специальные ячейки элекгроподогревателя на рабочем столе) или по пакетам из полимерных материалов.
К слову, пакеты с патрубками и трубочками для вторых блюд тоже необязательны – есть в условиях невесомости, оказывается, можно и из обычного пакета – ложкой или вилкой, – главное, чтобы черенок был как можно длиннее.
image004.jpgКосмос готов послужить брендингу
Официальное меню российских космонавтов насчитывает 250 наименований. В этот список входят все блюда, чей состав и упаковка одобрены Министерством Обороны и Правительством РФ для транспортировки и использования в условиях космоса.
С каждым годом  эта ассортиментная линейка всё больше ростет. Причину понять несложно. Космос – это символ качества. Доверие простых людей к производителю, который добился права быть поставщиком «космического двора», намного выше, чем к его «земным» конкурентам. Публичное упоминание о причастности продукта к «космическим технологиям» было и остается сильным козырем в руках профессионального маркетолога.
С другой стороны, для того, чтобы сделать свой продукт хоть немного «космическим», вовсе необязательно добиваться госзаказа. Достаточно, например, презентовать космонавтам свой товар, пока они на земле, а потом рассказать об этом СМИ. Так и поступили владельцы ТМ «Уральский Мастер«, торжественно вручив космонавтам «звездного городка» своё пиво в новых ПЭТ-бутылках. Идеология события состояла в указании на сходство ценностей бренда (уважение к труду и профессионализму) и специфики «космической» работы.
Кто сегодня производит настоящий космофуд?
Да, именно в подмосковном Бирюлёво располагается единственный во всем СНГ завод космических технологий, где происходит упаковка еды для употребления в условиях невесомости. Этот «космофуд», в свою очередь, поставляется с целого ряда пищевых предприятий.
Дирекция московского завода плавленых сыров «Карат» уже 2 года может гордиться тем, что выполняет госзаказ особого значения на производство продуктов питания для космонавтов. Остается надеяться, что легендарные плавленые сырки «Дружба» и «Орбита» не изменятся во вкусе после того, как недавно «Карат» потерял эксклюзивное право на использование этих советских брендов.
В последний год большую активность в разработках новых блюд для космонавтов проявляют и казахстанские пищевики. Используя ноу-хау российских ученых в области вакуумной упаковки, Казахстанский институт питания придал космической еде новое «звучание».
Творог «Батыр«, овощи «Жулдыз«, лапша «Сорпа« и борщ «Достык» будут испробованы на казахских космонавтах, покидающих Землю уже в августе этого года. Если бортовой паек придется им по вкусу, то казахские национальные блюда включат в обязательное базовое питание для всех команд, покидающих землю с Байконура.
— Всех интересует вопрос — не вытечет ли наш борщ «Достык» из упаковки, и как вообще космонавты смогут питаться нашими блюдами в условиях невесомости? — улыбается вице-президент Казахстанского института питания Юрий Синявский.— На самом деле, в этом и состоит гениальность упаковки. На ней есть красная черта, по которой нужно вскрывать. А через появившееся отверстие очень просто добавить необходимое количество воды. Потом ждем пару минут — и обед готов, его нужно только выдавливать.




Теги: еда , Юрий Гагарин
Статьи по этой теме:
Стишок про еду и продукты
Стишок про еду и продукты
Ням ням ням
Ням ням ням
Богатые китайцы инвестируют в еду
Богатые китайцы инвестируют в еду
8 способов сэкономить на еде…
8 способов сэкономить на еде…
ИНТЕРЕСНОЕ
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»

Один из мировых лидеров по производству продуктов для индустрии общественного питания Unilever Food Solutions объявил победителей гастрономического фестиваля «Архитектура вкуса». Ц...
Подробнее...

Выбрать тапочки