rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

Обзор рынка алкогольных настоек: со вкусом все в порядке



У российского рынка алкогольных настоек, по мнению экспертов, неплохие перспективы: россияне начинают проявлять интерес к «вкусовому» крепкому алкоголю, который постепенно теснит водку.

Рынок алкогольных настоек имеет весьма размытые границы, поскольку в бизнес-среде нет точного определения, что означает настойка и какие алкогольные напитки относить к этой категории.


Согласно общепринятым понятиям, настойка – это алкогольный напиток, который изготавливается путем настаивания (как правило, холодного) спирта (водки, коньяка) на специях, семенах, косточках, плодах, травах и т.п. Однако производители и потребители называют алкогольные напитки, подпадающие под это определение, по-разному. Для большинства настойки – это в первую очередь напитки, отличающиеся по цвету.

 Так как эти напитки настаиваются в основном на водке и спирте, часто настойки называют цветными водками, то есть сегментируют по цвету, а водку, настоенную на ингредиентах, не дающих цвета, предпочитают называть именно водкой, хотя иногда «особой». Возможно и такое определение: настойки – это «вкусовые» водки, так как в процессе настаивания спиртовой раствор насыщается ароматическими веществами и при этом изменяется вкус напитка, и цвет здесь – не главное.

Про производителей алкогольных настоек

Настойка – исконно русский напиток. «Настойка – это национальный напиток. В Центральном регионе очень популярны настойки, так как раньше они широко использовались в лечебных целях, и традиционные рецептуры до сих пор поддерживаются», – рассказывает менеджер по трейд-маркетингу Дмитровского завода алкогольной продукции «Ост-Алко» Антон Артемьев.

«На западных рынках категория настоек не выделяется, там их обычно относят к водкам, а сладкие и некоторые горькие настойки – к ликерам, аперитивам», – комментирует ведущий аналитик направления «Напитки» компании «Бизнес Аналитика» Павел Федюнин.

Однако, как отмечает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра» Вадим Дробиз, во второй половине 1990-х годов популярность этого исконно русского напитка несколько снизилась относительно советского периода (процесс производства настоек сложнее производства водки, так как необходимо использование натурального ягодного и другого сырья).

При этом до 2003 года на рынке были представлены достаточно известные и популярные старые советские бренды: «Старка», «Кубанская» и другие. «Эта продукция занимала до 8-9% на рынке водки и ЛВИ», – уточняет эксперт. Но популярность настойкам вернули не российские производители, а украинский Nemiroff, который в 2001-2002 годах начал активно продавать в России «Медовую с перцем» и перевел настойки, до того считавшиеся продукцией второго сорта, в премиальный сегмент. «Поток украинской продукции нарастал, в то время как на рынке крепких настоек практически с 2005 года резко снижается доля российской продукции.

К сожалению, в России были загублены госвладельцем старые советские настоечные бренды, как и все госбренды крепкого алкоголя. И в 2004-2005 годах российские компании усиленно занимались плагиатом «украинской темы» в настойках», – рассказывает Вадим Дробиз. «2004 год был наиболее удачным. В этот период были зарегистрированы рекордные показатели по объемам производства в России – 135 945 540 декалитров», – отмечает маркетолог-аналитик компании Symbol-Marketing Ирина Матасова.

«На сегодняшний день большая часть горьких настоек на российском рынке – это марки украинских компаний, позиционируемые в субпремиальном сегменте», – говорит Павел Федюнин. Эксперт отмечает, что также на рынке встречаются: марки федеральных производителей, входящие в ассортиментную линейку водочных торговых марок, например, «Путинка перцовая», «Стольная с перцем», «Славянская медовая с перцем», локальные марки, как входящие в ассортимент водочной торговой марки, например, «Алтайская перцовая» (Барнаульский ЛВЗ), «Триумфальная лимонная» (Самарский комбинат «Родник»), так и с оригинальными названиями, например, «Магия старины купеческая» (Мариинский ЛВЗ, ГК «Синергия»); оригинальные марки федеральных производителей, например, «Самородок» (Московский ВКЗ КиН), «Охотничий клуб» (ГК «Виноградов»). «На сегодняшний день идет развитие российских брендов в компаниях, – считает Вадим Дробиз. – Наиболее активная в этом вопросе уже много лет петербургская «Ладога».

По данным «Nielsen Россия», среди самых продаваемых ароматизированных водок (к ним относятся водки с различными вкусами и добавками, в том числе и крепкие горькие настойки): (в алфавитном порядке) Nemiroff, «Георгиевская» («Георгиев»/Туапсе), «Журавли» («Русский алкоголь»), «Зеленая марка» («Главспиртрест»), «Медовуха» («Имидж»), «Мягков» («Синергия»), «Хлебная дорогая» («Веда»), «Эталон» («Кристалл») (исследовался период с середины 2007 года по середину 2008 года). На их долю приходится порядка 42% от общего объема продаж ароматизированных водок.

Про лидеров рынка крепких алкогольных напитков

В последние годы российский рынок алкогольных настоек активно развивается. По информации компании Symbol-Marketing, в 2007 году в России в общей сложности было произведено 131 582 210 дкл спиртовых настоек. «По сравнению с 2006 годом прирост составил 10%», – отмечает Ирина Матасова. Конечно, это связано с активностью популярного у потребителей бренда Nemiroff и других украинских производителей. Но также этому способствовала, по мнению Вадима Дробиза, следующая тенденция: в 2006-2008 годах активизировался процесс перехода мужчин – потребителей легального крепкого алкоголя с водки на «вкусовую» продукцию: коньяк, виски, крепкие настойки.

В итоге доля алкоголя на рынке настоек все возрастает. По данным «Бизнес Аналитика», горькие настойки в 2008 году занимали 5-6% от рынка водки и горьких настоек. «При этом их доля по стоимости в 2008 году немного выросла по сравнению с 2007 годом», – уточняет Павел Федюнин.

По данным маркетингового исследования компании «АМИКО» в 2008 году, структура потребления крепкого алкоголя в России выглядит следующим образом: лидер среди различных видов крепкой алкогольной продукции – водка, ее предпочитают примерно 62% потребителей алкоголя.

Второе место разделили коньяк – 9% потребителей и настойки, наливки – 8% потребителей. При этом большая часть импорта крепкой алкогольной продукции на российский рынок приходится на спиртовые настойки и составляет порядка 42%.

«В 2008 году, по сравнению с предыдущим годом, возросло потребление особых водок. В связи с этим в линейке особых водок «Пшеничная слеза» появились водки клюквенная и анисовая. Рост потребления особой клюквенной водки в прошлом году составил 0,6%, рост потребления анисовой – 0,4%, и есть все основания полагать, что тенденция эта продолжится, – считает пресс-секретарь ГК «Фаюр-Союз» Кирилл Пугач. – Как и раньше, более 50% наших потребителей отдают предпочтение классической водке, но, как уже сказано выше, в последнее время растет доля потребления особых водок».

О перспекиве рынка настоек

«Устойчива тенденция роста производства и потребления крепких ЛВИ. Тем более что все большую роль в этом сегменте играет именно российская продукция. В ноябре – декабре 2008 года прирост был по 20%, по итогам 2008 года – 31,9%, а в январе 2009 года – 55,6%, – рассказывает Вадим Дробиз. – Уже который месяц от тотального провала подгруппу «легальная водка и ЛВИ» спасают именно крепкие настойки».

Более того, настойки постепенно отнимают долю рынка у водки. «На российском водочном рынке в сегменте легальной продукции развивается явная тенденция медленного замещения водки крепкими настойками», – утверждает Вадим Дробиз. По данным исследования «Nielsen Россия», за период с середины 2007 года по середину 2008 года доля ароматизированных водок выросла на 15% в натуральном выражении и составила 22% от общего объема категории водка.

По данным «Цифра», в 2008 году и, что особенно показательно, в период кризиса крепкие ЛВИ росли, в то время как рынок легальной водки стремительно сокращался. «В четвертом квартале 2008 года в группе водка и ЛВИ спад для России был просто «неприличный»: на 18-25% в месяц. Потери водки на рынке составляли от 21 до 30% помесячно. Притом что сегмент ЛВИ в целом выглядит неплохо: прирост составил 5-7% при единственном спаде в ноябре. Этот прирост обеспечен крепкими ЛВИ», – комментирует Вадим Дробиз.

О вкусах алкогольных настоек

Самыми популярными вкусами в России остаются перцовая и клюквенная настойки. «Клюква – самая популярная в России настойка, – считает Антон Артемьев. – Перцовка тоже очень популярна». «Наиболее востребованными настойками были и остаются перцово-медовые. Мы не ожидаем резких изменений предпочтений потребителей в ближайшее время», – говорит директор по маркетингу и инновациям компании «Союз-Виктан» Теймур Ахундов.

При этом, как отмечает эксперт «Nielsen Россия» по рынку крепкого алкоголя Оксана Алексеева, производители старательно экспериментируют со вкусами и вариантами. «Кроме традиционной клюквы и, конечно, перца, ставшего популярным с легкой руки Nemiroff, потребителям предлагаются новые необычные вкусы: с черносливом, полынью, корой хинного дерева и медом, тмином, женьшенем и другими ингредиентами, – рассказывает эксперт.

«Мы расширили линейку особых водок «Пшеничная слеза» до пяти видов. К уже традиционным «классической», «на кедровых орешках» и «с березовым соком» добавились «клюквенная» и «анисовая», – говорит Кирилл Пугач. «Хортица» имеет в своем ассортиментном портфеле такие настойки, как «Ржаная на вишневых веточках», «Хортица-Чернослив», «Медово-лимонная».
Nemiroff сейчас выводит на рынок высокомаржинальный продукт водку Lex Ultra с добавлением натурального экстракта граната. Компания «Ост-Алко» запустила необычную серию Japro – инновационные настойки в японском стиле: Japro Wasabi (настойка на корне васаби, подобных напитков еще не выпускалось и пока больше нигде не выпускается), Japro Shiitake (водка с настоем на грибах шиитаке), Japro Imbir (на имбире), Japro Kumin (на кумине). «Так как у нас развита мода на все японское, в прошлом году мы решили выпустить продукцию в японском стиле», – поясняет Антон Артемьев.

Про цены на настойки

Вполне вероятно, кризис поможет настойкам отвоевать долю рынка у водки: связано это с тем, что настойки в принципе стоят дешевле, чем водка, при этом не уступая в качестве. «Сегмент 110-150 руб. наиболее популярен у потребителей», – считает Антон Артемьев. «Наиболее перспективный сегмент – среднеценовой», – говорит Теймур Ахундов. «С учетом непростой ситуации в экономике и желаний потребителей более рационально расходовать свои средства, особый спрос, на наш взгляд, как раз возникнет на продукцию в среднеценовой категории – 100-130 руб./0,5 л, так как потребители дорогих напитков не захотят опуститься ниже этого уровня, те же, кто и сейчас потребляет водку этого сегмента, вряд ли станут экономить каких-нибудь 20-30 рублей ради того, чтобы изменить своим вкусовым предпочтениям», – уверен Кирилл Пугач.

Пресс-секретарь Nemiroff в России Светлана Ментюкова считает, что в текущей рыночной ситуации в наиболее выигрышном положении оказались те производители, продукция которых представлена во всех основных ценовых категориях. «Диверсифицированный портфель торговых марок – то есть присутствие продукции компании во всех ценовых сегментах – позволяет гибко реагировать на изменения потребительских предпочтений, как связанных, так и не связанных с кризисом», – утверждает Светлана Ментюкова.

Таким образом, при сложившейся тенденции роста интереса потребителей к вкусовым крепким напиткам и падения интереса к водке у настойки, как более дешевой категории, больше шансов быть выбранной. «Есть предположение, что в связи с кризисом потребители обратятся к традиционным алкогольным напиткам. Если это случится, основной прирост произойдет в «народном» и среднеценовом сегментах рынка, так как люди будут стараться рационально расходовать деньги либо вовсе экономить», – отмечает Кирилл Пугач.
«Крепкие дешевые ЛВИ теснят и отчасти заменяют легальную водку в «народном» – до 100 руб. – и среднеценовом – от 100 до 200 руб. – сегменте», – утверждает Вадим Дробиз. Может быть, по той же причине экономии денег вырастет доля и более дешевых, по сравнению с премиальными украинскими брендами, российских настоек?
  



Теги: настойка , водка , бар
Статьи по этой теме:
Эксперты протестировали шесть наименований популярных горьких настоек
Эксперты протестировали шесть наименований популярных горьких настоек
Варенуха
Варенуха
Клад в керамической бутылке
Клад в керамической бутылке
Биттеры
Биттеры
ИНТЕРЕСНОЕ
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»

Один из мировых лидеров по производству продуктов для индустрии общественного питания Unilever Food Solutions объявил победителей гастрономического фестиваля «Архитектура вкуса». Ц...
Подробнее...

Выбрать тапочки