Выбрать недорогую обувь RIEKER. С доставкой
rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

Обычаи русских пчеловодов

У русских пчеловодов с давних времен существуют разные обычаи, которые можно отнести в разряд суеверных, с одной стороны. С другой, - в памяти народа реальные события переплетаются с вымыслом, субъективными оценками людей. Провести четкую грань между суеверием и здравым смыслом не всегда удается. Иногда поверья народные заставляют человека задуматься о причинах их появления из глубин веков, о сути явления, и человек сам приходит к своему собственному пониманию… 
Так, например, развешивание вокруг пасеки (пчельника) на кольях изгороди лошадиных и других черепов предохраняет, по мнению пасечников, от сглаза. 
*** Во дни глубокой старины, когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждь-Богу, считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем всякого благополучия и что теперь, когда на Руси утратилось непосредственное воспоминание о временах языческого обожествления природы, этот пережиток стародавнего быта сохранился только в самых дальних уголках деревенской Руси и соблюдается уже без всякого отношения к своему первобытному источнику.
 Размещение на пасеке вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пасечника не знал, сколько у него ульев с пчелами. Считать пчел нельзя - переведутся. 
 Закапывание в землю - особенно у пчеловодов мордвы, - в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом первых самых лучших роев, а осенью, после подрезки меда во время так называемых молянов, кувшинов с медовой брагой. 
 В день Благовещения и Вербного воскресения высекают огонь и окуривают ладаном пчел на пасеке. 
 В Страстной Великий четверг от заутрени приносят восковую свечу, берегут ее за иконой до выставки пчел, а в день выставки ставят ее посредине пасеки, обеспечивая тем обильный медовый сбор в данном году и, оберегая пасеку "от сглаза" лихого, завистливого человека. 
 Если рой, внезапно вылетевший из улья, собирается улететь с пасеки, то, взяв роевню в руки и, став лицом к улетающему рою, говорят: "Рою, рою, сядь передо мною!". Иногда в этих случаях вместо слов пчеловоды трезвонят во что-нибудь металлическое (в сковороды, тазы). 
 При посадке роя опрыскивают его святою крещенской водой и приговаривают: "Святые и преподобные Зосима -Савватий, Матушка Пресвятая Богородица! Храните эту домовину, как зеницу ока от мора, от глада и от всякого гада". Многие обряды пчеловоды сопровождают заговорами, причитаниями. Так, на севере России их называют заклинаниями, а на юге - молитовками. 
Обычаи, расцениваемые как суеверные, существуют и за рубежом, хотя, не везде к ним относятся как к суевериям. Так, в Вестфалии новобрачных приводят на пасеку, поручая их покровительству пчел. Во многих странах, когда умрет хозяин пасеки, ульи покрывают кусочками крепа, и преемник умершего произносит следующее: "Пчелы, господин ваш умер, не оставляйте меня в такую скорбную минуту", причем, пчелам обещается заботливый уход. При выставке пчел - "Идите, мои пчелы, Божьи угодницы, готовы ль вы? Ваш час пришел; идите и летите, не ленитесь; работайте густые меда, ранние, чистые рои и желтые воски Господу Богу на хвалу, миру христианскому на пользу, а мне, хозяину вашему, на прибыток". 
При посадке пчел - "Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Смотрю на восток и слышу шум и гул пчел. Беру пчелу роя - сажаю ее в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белы звезды, красно солнышко, сажают тебя и укорачивают; ты, пчела, ройся! Я же (имя рек) замыкаю тебе, матка, все пути ключом, замком, бросаю ключи в океан-море под зеленый куст; в зеленом кусте сидит матка, сидит и держит 77 жал и жалит непокорных пчел. Слово мое крепко!"

У русских пчеловодов с давних времен существуют разные обычаи, которые можно отнести в разряд суеверных, с одной стороны. С другой, - в памяти народа реальные события переплетаются с вымыслом, субъективными оценками людей. Провести четкую грань между суеверием и здравым смыслом не всегда удается. Иногда поверья народные заставляют человека задуматься о причинах их появления из глубин веков, о сути явления, и человек сам приходит к своему собственному пониманию… 

  • Так, например, развешивание вокруг пасеки (пчельника) на кольях изгороди лошадиных и других черепов предохраняет, по мнению пасечников, от сглаза. 

*** Во дни глубокой старины, когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждь-Богу, считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем всякого благополучия и что теперь, когда на Руси утратилось непосредственное воспоминание о временах языческого обожествления природы, этот пережиток стародавнего быта сохранился только в самых дальних уголках деревенской Руси и соблюдается уже без всякого отношения к своему первобытному источнику.

  • Размещение на пасеке вместе с заселенными ульями пустых ульев для того, чтобы никто, кроме пасечника не знал, сколько у него ульев с пчелами. Считать пчел нельзя - переведутся. 
  • Закапывание в землю - особенно у пчеловодов мордвы, - в виде жертв духу, покровительствующему пчеловодству, так называемому Нешке Пасу, летом первых самых лучших роев, а осенью, после подрезки меда во время так называемых молянов, кувшинов с медовой брагой. 
  • В день Благовещения и Вербного воскресения высекают огонь и окуривают ладаном пчел на пасеке. 
  • В Страстной Великий четверг от заутрени приносят восковую свечу, берегут ее за иконой до выставки пчел, а в день выставки ставят ее посредине пасеки, обеспечивая тем обильный медовый сбор в данном году и, оберегая пасеку "от сглаза" лихого, завистливого человека. 
  • Если рой, внезапно вылетевший из улья, собирается улететь с пасеки, то, взяв роевню в руки и, став лицом к улетающему рою, говорят: "Рою, рою, сядь передо мною!". Иногда в этих случаях вместо слов пчеловоды трезвонят во что-нибудь металлическое (в сковороды, тазы). 
  • При посадке роя опрыскивают его святою крещенской водой и приговаривают: "Святые и преподобные Зосима -Савватий, Матушка Пресвятая Богородица! Храните эту домовину, как зеницу ока от мора, от глада и от всякого гада". Многие обряды пчеловоды сопровождают заговорами, причитаниями. Так, на севере России их называют заклинаниями, а на юге - молитовками. 

 

Обычаи, расцениваемые как суеверные, существуют и за рубежом, хотя, не везде к ним относятся как к суевериям. Так, в Вестфалии новобрачных приводят на пасеку, поручая их покровительству пчел. Во многих странах, когда умрет хозяин пасеки, ульи покрывают кусочками крепа, и преемник умершего произносит следующее: "Пчелы, господин ваш умер, не оставляйте меня в такую скорбную минуту", причем, пчелам обещается заботливый уход. При выставке пчел - "Идите, мои пчелы, Божьи угодницы, готовы ль вы? Ваш час пришел; идите и летите, не ленитесь; работайте густые меда, ранние, чистые рои и желтые воски Господу Богу на хвалу, миру христианскому на пользу, а мне, хозяину вашему, на прибыток". 

При посадке пчел - "Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Смотрю на восток и слышу шум и гул пчел. Беру пчелу роя - сажаю ее в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белы звезды, красно солнышко, сажают тебя и укорачивают; ты, пчела, ройся! Я же (имя рек) замыкаю тебе, матка, все пути ключом, замком, бросаю ключи в океан-море под зеленый куст; в зеленом кусте сидит матка, сидит и держит 77 жал и жалит непокорных пчел. Слово мое крепко!"


http://www.paceka.ru

Теги: русские , пчеловоды , обычаи , пчелы , мед
Статьи по этой теме:
Поверья русских пчеловодов
Поверья русских пчеловодов
Монофлёрный мёд
Монофлёрный мёд
Маточное молочко. Химические свойства
Маточное молочко. Химические свойства
Как отличить настоящий мед от подделки
Как отличить настоящий мед от подделки
ИНТЕРЕСНОЕ
Фруктовое пюре с печеньем от «ФрутоНяня»
Фруктовое пюре с печеньем от «ФрутоНяня»

  «ФрутоНяня» выпустила фруктовое пюре из яблок, бананов и груш с печеньем в упаковке гуалапак.
Подробнее...

Выбрать тапочки