rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

Континентальный пир

Страх перед голодом и культ еды — история Европы может быть рассказана через эволюцию гастрономии.
 
Греко-римский мир был территорией хлеба, сыра, вина и масла. На очищенных от леса полях выращивались злаки, на холмах — виноград и оливы, на небольших лугах паслись козы и овцы, которые давали молоко. Еще Гомер определил греков как «людей хлеба», римляне вполне согласились бы на такое определение. Многие философские системы античности воспевают вегетарианство. К северу от греко-римской хлебной ойкумены располагался мясной мир варваров: германцы выращивали мало зерновых культур, зато их земли были покрыты дубами, которые давали желуди — лучшую пищу для диких свиней.

Нет, конечно, оговаривается в своей книге «Голод и изобилие. История питания в Европе» итальянский историк Массимо Монтанари, граница между мирами не была строгой. Варвары ели простые лепешки, а свинина входила в римский рацион, и императоры даже практиковали раздачу бесплатного мяса вместе с хлебом. Но все же различие было принципиальным. Для римлян было важно «активно относиться к приготовлению еды, создавать ее искусственно, “изобретать”, а не ограничиваться тем, что природа (пусть и побуждаемая человеком) сможет предоставить». То есть труд земледельца, который изменяет природу, ставился выше ремесла охотника. Для германцев же возможность есть мясо была символом могущества, а у франков «отлучение от мяса» было таким же суровым наказанием, как лишение оружия.

Были и другие противоречия. В варварском мире существовал культ «великого едока». У Светония все положительные императоры воздержаны в еде и питье. Даже известные римские чревоугодники были в основном вегетарианцами, их слабостью были сладости — фрукты вроде фиг или дынь. Император Максимин Фракиец, известный обжора, съедавший за раз около «сорока, а то и шестидесяти фунтов мяса» (речь о древнеримском фунте, или либре, то есть о 13-19 килограммах), был варварского происхождения, гот по отцу, алан по матери.

Когда римский и варварский миры перемешались, вмести с ними соединились и две пищевые стратегии. Варвары принесли в римский мир мясо и культ еды. Тем не менее примерно через семь веков количество мяса в рационе средневековых европейцев стало сокращаться из-за вырубки лесов. Ведь мясо чаще всего добывалось на охоте, а там, где нет леса, нет и обилия диких зверей. Так же постепенно менялся цвет хлеба.

У римлян сельское хозяйство было ориентировано на сбыт продукции в городе. Поэтому в основном выращивалась пшеница, из которой делали белый хлеб. После развала Римской империи города перестали быть важными участниками экономики, крестьяне перешли к более дешевым и простым культурам вроде ржи, овса и ячменя. Так хлеб становился все более и более темным. Изменились роли напитков. Если римским напитком было вино, а варварским — пиво, то в средневековом мире пиво превратилось в повседневное питье, а вино стало атрибутом знати и параллельно приобрело сакральные функции, стало использоваться в богослужениях.
 
Средневековье традиционно считается мрачным и голодным временем. Массимо Монтанари с этим не согласен. Да, постоянно существовала угроза голода, в хрониках регулярно описываются страшные сцены людоедства или массовой гибели людей от недоедания. Но «голод — приходится напоминать об этой очевидной вещи — не обязательно приводит к смертельному исходу; гибельны лишь чрезвычайные, длительные голодовки, а они случаются не так уж часто. Нормально сосуществовать с голодом, терпеть его, день за днем всеми средствами бороться с ним». По контрасту с голодом бывали периоды изобилия. А некоторые категории населения так вообще очень хорошо питались. В богатых монастырях в периодах между постами на одного человека приходилось ежедневно по 5-6 тысяч калорий, это очень много даже по нынешним временам. Но все же именно страх перед голодом был одной из главных составляющих европейской культуры после краха Римской империи.

Лишь в 1950-е годы европейцы побороли последние комплексы, связанные с голодом. Монтанари считает, что именно этим объясняется появление культа худобы у женщин, который пришел на смену идеалу «цветущего полного тела». Современный человек так же боится переедания, как средневековый — голода. Возможно, это будет иметь далеко идущие последствия для нашей цивилизации, предполагает в конце книги Массимо Монтанари, но от прогнозов воздерживается: он все-таки специалист по истории питания, а не футуролог.

Массимо Монтанари. Голод и изобилие. История питания в Европе. — СПб.: Alexandria, 2009
Константин Мильчин







http://friday.vedomosti.ru/

Теги: пир , история
Статьи по этой теме:
Имитация пирсинга едва не стоила жизни подростку из Великобритании
Имитация пирсинга едва не стоила жизни подростку из Великобритании
Самые известные пироги мира
Самые известные пироги мира
Пироги с жабами. Энциклопедия средневековой кухни и косметики для кулинарных маньяков
Пироги с жабами. Энциклопедия средневековой кухни и косметики для кулинарных маньяков
Доза спирта в сердце спасла жизнь британцу
Доза спирта в сердце спасла жизнь британцу
ИНТЕРЕСНОЕ
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»

Один из мировых лидеров по производству продуктов для индустрии общественного питания Unilever Food Solutions объявил победителей гастрономического фестиваля «Архитектура вкуса». Ц...
Подробнее...

Выбрать тапочки