Член фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков в среду внес в Госдуму законопроект, запрещающий рекламу биологически активных добавок (БАД) на телевидении, радио и в печатных СМИ.
«БАД должны рекламироваться только в медицинских и фрмацевтических изданиях, на специализированных выставках и конференциях», – сказал «Интерфаксу» Беляков, являющийся лидером движения «Наш проект – здоровье».
Он сообщил, что соответствующие поправки предложено внести в статью 25 закона «О рекламе». Как пояснил парламентарий, они предусматривают определенные ограничения на рекламу БАД и в специализированных изданиях. «В частности, такая реклама не должна будет создавать впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами», – пояснил автор законопроекта.
Беляков обратил внимание на то, что рынок этих добавок в России растет стремительными темпами. По его данным, на территории страны сейчас находится в обращении более 6 тысяч наименований БАД, из них только в этом году было зарегистрировано 1825.
Между тем, утверждает депутат, «качество продаваемых добавок не выдерживает никакой критики». «Если лекарства, прежде чем попасть в аптеки, проходят многоуровневые испытания, то для выпуска БАД подобных процедур не требуется, что является крайне выгодным для производителя», – пояснил он.
По данным Роспотребнадзора, 39 из 87 предприятий-изготовителей БАД элементарно не соблюдают санитарные нормы. «Но главная опасность БАД заключается в том, что продавцы позиционируют эти добавки к пище как лекарства и в погоне за прибылью не гнушаются рекламировать их как чудо-препараты, способные вылечить неизлечимое», – сказал депутат. Он уверен, что распространять «лжетаблетки» позволяет агрессивная реклама, и прежде всего по радио и в печатных СМИ. Обман доверчивых людей, которые начинают принимать вместо лекарств БАД, обходится очень дорого – они напрасно теряют не только деньги, но и, отказываясь от лечения у профессионалов, порой и жизнь, сказал депутат.
Реклама биодобавок вводит потребителей в заблуждение
Вопрос запрета рекламы безрецептурных лекарственных препаратов довольно непростой, потому что, с одной стороны, реклама этих средств не запрещена законодательно, с другой – вводит потребителей в заблуждение, потому что безрецептурные лекарства зачастую устраняют только симптомы, не вылечивая само заболевание. В рекламе же нередко информация преподносится так, что потребитель, не имеющий определенных познаний, может счесть средство панацеей – «выпей, и все будет хорошо» – это, можно сказать, обман и даже навязывание своего продукта со стороны фармакомпаний.
Я считаю, что в каждой рекламе лекарственного средства должно сообщаться о возможности его применения только по рекомендации врача, – только специалисту известно, какие побочные эффекты может вызвать то или иное лекарство и в каких случаях иметь положительное действие.
Поэтому я в целом поддерживаю законодательную инициативу, направленную на запрет рекламы в СМИ, и ее сосредоточение на специализированных каналах продвижения. К тому же, сейчас на рынке появляется все больше и больше безрецептурных лекарственных препаратов, опыта применения которых мы не имеем.
Но у нас на удивление практически нет обращений от граждан ни по лекарствам, ни по БАДам, наверное, это связано с плохой информированностью населения, нежеланием отстаивать свои права. Хотя с БАДами ситуация совсем плохая – многие биологически активные добавки, рекламирующиеся по радио, действительно, вредны: препараты, не разрешенные Минздравом (например, «Антиканцлер», «Санабелис»), продаются через интернет и у покупателя нет возможности получить подтверждения на сертификацию данного продукта.
Кроме того, производители БАДов нередко обманывают потребителя, не раскрывая полную информацию о возможных противопоказаниях.
24975