Оснований прислушаться к совету главного санитарного врача республики более чем достаточно. За минувший год в Удмуртии выявлено свыше 3 тысяч нарушений законодательства о защите прав потребителей. Львиная доля нарушений – 59 процентов – приходится на розничную торговлю пищевыми продуктами, еще 13 процентов – на общепит. Далее в рейтинге нарушителей следуют розничная торговля непродовольственными товарами (7 процентов), оказание образовательных услуг и услуг ЖКХ (по 4 процента), платных медицинских услуг (3 процента).
При этом Николай Забродин отметил, что количество нарушений, выявленных в результате одной проверки, выросло в минувшем году в два раза. В среднем этот показатель достиг 4,4, на предприятиях общественного питания - 8, в торговле - 6, в ЖКХ - 4. «Несмотря на то, что проверки мы проводим плановые и предупреждаем о них за месяц, количество нарушений растет», - подчеркнул он.
Бороться с нарушителями закона о защите прав потребителей специалистам ведомства активно помогает население. В 2010 году от жителей поступило более 2650 сигналов. Впервые за пять лет на первое место по количеству жалоб вышло ЖКХ - более 30 процентов. Далее по убывающей идут сообщения об обмане, обвесе, продаже некачественных продуктов, нарушениях порядка замены непродовольственных товаров или отказе в возврате денег за них, жалобы на деятельность кредитных организаций.
Всего в 2010 году Роспотребнадзор по УР вынес более 3 тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности нарушителей закона о защите прав потребителей, наложил штрафов на сумму около 7 млн. рублей, снял с реализации 11 тонн некачественной продукции. Потребителям возвращено более 400 тыс. рублей в досудебном порядке и около 1,8 млн. руб. по решениям суда. Приостановлена деятельность 21 торговой организации.
Комментируя озвученные цифры, Николай Забродин отметил, что самым распространенным нарушением в сфере потребительского рынка является реализация пищевых продуктов с просроченным сроком годности. «У одной из ижевских компаний мы конфисковали более чем на 7 млн. рублей продукции с просроченным сроком реализации: пряники, конфеты, печенье, чай, кофе. Коммерсанты наклеили на старые этикетки новые и пустили продукцию в продажу», - рассказал глава Роспотребнадзора по УР. Также много подобных фактов выявляется при реализации молочной продукции.
Что касается фальсификата, то чаще всего подделывают мясные и рыбные консервы, причем, как правило, известных торговых марок. Главный санитарный врач посоветовал потребителям внимательнее изучать этикетки и проверять срок годности продуктов. «Мы всегда говорили и продолжаем говорить о грамотности нашего потребителя. Он должен знать свои права, свои возможности, он должен уметь грамотно читать этикетки. Если срок годности продукта закончился, то его не надо покупать», - заявил Николай Забродин.
Как правильно читать этикетки на продуктах?
Что должно быть написано на этикетке
Этикетка должна содержать не только название продукта и его производителя, но и информацию о количестве белков, жиров, углеводов и калорий в 100 г продукта.
Состав продукта выглядит как список - в строчку через запятую или столбиком. Яркие надписи «без ГМО», «натуральный», «диетический», располагающиеся на этикетке, к составу продукта никакого отношения не имеют.
Если на продукте зарубежного производства нет наклейки с переводом на русский язык и координатами поставщика в России, продукт, скорее всего, попал на рынок нелегально и может быть некачественным.
Покупайте продукты только с хорошо читаемыми этикетками, на которых указаны пищевая ценность и состав продукта.
Обращайте внимание на вид этикетки. Если этикетка стерлась, переклеена или перепечатана поверх старого текста, такой продукт лучше не покупать.
Как должен быть обозначен срок хранения
Срок хранения продукта может быть обозначен несколькими способами. «Годен до» означает, что в определенную дату и время продукт теряет годность.
Если указан конкретный срок хранения, на упаковке надо искать дату и время производства продукта и рассчитывать, когда срок хранения у него заканчивается.
Пищевых продуктов с неограниченным сроком хранения не бывает. Выбирайте только те продукты, срок хранения которых указан явно и еще не истек.
Как выглядит дата производства
Дата производства не может быть нанесена на упаковку шариковой ручкой или фломастером - она выбивается на краю упаковки специальным станком или печатается штампом на этикетке.
ДЛЯ СПРАВКИ:
Ежегодно 15 марта во всем мире отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. История этого праздника насчитывает более 40 лет. 15 марта 1962 года президент США Джон Кеннеди провозгласил основные права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть услышанным. Это положило начало новой эре во взаимоотношениях потребителей с производителями и продавцами. Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителей в 1992 году, когда был принят закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом. По сложившейся традиции, Международная федерация потребительских организаций Consumers International (CI) выбирает направление, по которому будет вестись основная работа организации в текущем году. Обычно это самая злободневная проблема, затрагивающая интересы людей во всем мире. Девиз, объявленный Международой федерацией потребительских организаций Consumers International (CI) в 2011 году, - «Потребители за честные финансовые услуги».

25052