То, что происходило в кофейных домах, вызывало неудовольствие у большей части населения. Когда люди одного имущественного слоя развлекались и забавлялись, особенно по ночам, другие чувствовали себя ущемленными. И уже в XVI в. политическим и религиозным лидерам не удавалось игнорировать недовольство масс той атмосферой, которая царила в большинстве кофеен. С другой стороны, широкое распространение кофе вызывало раздражение и у правящих кругов. Как писал Гаттокс в «Общественной жизни кофейных домов», в кофейнях распространялись новости, обсуждались сплетни и обиды на государство. В это время все меньше людей посещало мечети, так как кофе можно было приобрести повсеместно.
Первой попыткой урегулирования использования кофе стала ассамблея муфтиев, юристов и врачей, собравшаяся в священном городе мусульман Мекке. Она постановила, что употребление кофе не только противоречит религиозным традициям, но и вредит здоровью людей. Как аргументы в пользу этой точки зрения приводились данные о возникновении сильной зависимости от напитка и повышенной возбудимости людей, приводившей к возникновению всевозможных конфликтов.
Запреты на употребление кофе
Согласно одной из древних легенд, правитель Мекки был возмущен поведением в мечети группы приверженцев кофе, совершавших приготовления к ночным бдениям и молитвам. Сначала он подумал, что люди пьют вино, которое запрещено мусульманской религией. Однако, убедившись в том, что они употребляют не алкоголь, а кофе, владыка пришел к выводу, что от этого напитка люди становятся как пьяные и их вспыльчивость ведет к нарушению общественного порядка. Он, предварительно выяснив точку зрения специалистов, решил запретить употребление кофе.
Официальные эксперты постановили, что действительно необходимо изменить порядки, сложившиеся в кофейных домах. Однако они не могли решить, является ли кофе вредным для здоровья или он всего лишь воздействует на поведение людей. Ответственность
в этом вопросе была возложена на врачей.
С этой целью обратились к двум врачам-персам, братьям, практикующим в Мекке. Неудивительно, что один из них написал книгу, которая предостерегает от употребления кофе. Медицина тех дней основывалась на теории «жизненных соков» организма. Братья-врачи написали, что кофе имеет холодную и сухую субстанцию и, следовательно, вреден для здоровья. Однако не все доктора согласились с этой точкой зрения, и в медицинской среде разгорелись жаркие дебаты.
После продолжительных споров кофе все-таки объявили вредным продуктом, и его употребление стало незаконным. В результате этих событий в общественном мнении сложилось воззрение, что кофе на самом деле приводит к расстройствам чувств. Один из современников объявил, что, после того как выпьет кофе, он ощущает себя пьяным. Это несерьезный аргумент, так как, чтобы сравнить впечатления, он должен был нарушить законы шариата и выпить вино. Когда ему задали этот вопрос, он неосторожно заявил, что действительно пил вино, за что и был заслуженно наказан.
Муфтий Мекки, праведник и юрист по профессии, горячо оспаривал решение о запрете кофе, но оказался в одиночестве. Не обращая внимания на его мнение, правитель города подписал указ, согласно которому распространение, продажа и употребление кофе как в публичных местах, так и в домашней обстановке стали незаконными. Все запасы зерен сожгли, кофейни закрыли, а их владельцев забросали осколками кофейной посуды.
Принятую декларацию послали султану Египта, который, к большому беспокойству правителя Мекки, был изумлен известием о запрете напитка. Кофе был широко распространен в Каире, и его употребление считалось полезным и благотворным. Кроме того, каирские юристы, имевшие более высокий статус, чем их коллеги из Мекки, не нашли ничего противозаконного в употреблении кофе. Призванный к ответу правитель Мекки оправдывался тем, что он хотел всего лишь предотвратить общественные беспорядки, которые могли бы возникнуть в кофейных домах. В результате этих разбирательств кофе вновь официально было разрешено употреблять. Справедливости ради следует сказать, что пить его никто не прекращал, — после выхода запрещающего указа это делали подпольно. Через год султан приговорил правителя Мекки к смертной казни за «преступление против кофе», эта же судьба несколько позже ожидала и обоих врачей-персов.
С тех пор обсуждение слабых мест исламских законов в отношении кофе приобрело причудливый и тайный характер. Так, например, в Константинополе религиозные фанатики провозгласили, что процесс обжаривания зерен превращает их в каменный уголь, а употреблять такой продукт в пищу могут только нечестивцы. Муфтий города согласился с ними и объявил использование кофе незаконным.
Однако в то время законы редко полностью соблюдались. Постепенно кофе стали пить дома, за закрытыми дверями, и под влиянием неизбежности появилось разрешение на продажу кофе частным лицам. После того как был назначен другой муфтий, в Константинополе вновь открылись кофейные дома.
Следующим шагом, предпринятым правителями Константинополя, было введение подоходного налога, которым облагались владельцы кофеен. Несмотря на эти финансовые меры, цена чашки кофе не изменилась и оставалась такой низкой, насколько это было возможно.
Акции по запрещению
кофе предпринимались на Среднем Востоке с завидной регулярностью. Однако они всегда наталкивались на упорное
сопротивление. При отсутствии поддержки со стороны народных масс, единства в рядах юристов, врачей и религиозных лидеров все такие попытки были обречены на провал.
24861