Выбрать недорогую обувь RIEKER. С доставкой
rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

Эко продукты останутся редкостью

Около половины крупных отечественных производителей, согласно данным исследования агентства CVS Consulting, без сертификации и экологической экспертизы наносят на упаковку своих продуктов знаки «био» или «экологически чистый продукт» и автоматически повышают цены на 20-30%. При этом их нельзя наказать за самодеятельность, поскольку никаких ограничений на использование подобной маркировки нет, а технический регламент на сертификацию эко-продуктов в лучшем случае будет принят в конце 2005 года. Участники состоявшейся в Москве международной конференции «Перспективы развития российского рынка экологических продуктов в условиях экспансии современных технологий» пришли к выводу, что пока в России таких продуктов попросту нет и вряд ли удастся наладить их производство в ближайшие годы. 

Как пояснил президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, «во всем мире экологически чистыми считаются продукты, произведенные в чистых районах без применения химических и минеральных удобрений и без вмешательства генетиков». В России же понятие «экологически чистый» до сих пор не закреплено законом, нет и утвержденных методик сертификации подобных продуктов. Между тем, по данным августовского исследования агентства CVS Consulting, 70% покупателей в столичных супермаркетах готовы платить за продукты больше, если на их упаковке имеется соответствующий значок. Российские производители этим активно пользуются: по данным того же опроса, 48% компаний признают, что маркируют свои товары значками «био», «натуральный продукт» или «экологически чистый продукт» без проведения соответствующей экспертизы. При этом они на 20-30% повышают цены на свою продукцию. «Таким образом, российские покупатели хотят платить за безопасность, а, попадая под воздействие рекламы, платят за воздух, - считает Дмитрий Янин. - К сожалению, сейчас у нас нет ГОСТа или технического регламента, который бы регулировал использование таких знаков на упаковке, поэтому производители могут делать это абсолютно безнаказанно». 

Сами производители не согласны с такой постановкой вопроса. «Мы помечаем наши продукты как экологически чистые, потому что мы отслеживаем качество продуктов, - сообщила Надежда Болотова, генеральный директор компании «Ледово», занимающейся выращиванием шампиньонов и разведением креветок. - Наша продукция проверена в Институте питания РАМН». Это утверждение хорошо ложится в рамки выбранной маркетинговой стратегии. Однако на простой вопрос, как проверяется экологическое состояние акватории, в которой вылавливаются упомянутые креветки, Болотова ответить затруднилась: «Ну, море же такое соленое, оно не может быть грязным». Не смогла она ответить и на вопрос о происхождении упаковки своей продукции. 

На сегодняшний день основными рынками органических продуктов питания являются Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. По данным ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяны Рыбаловой, в 2003 году общий объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания составил около 28 млрд. долларов (1-3% от общего объема продаж продуктов питания в мире). За рубежом экологически чистые продукты стоят в 1,5-3 раза дороже обычных. Требования к их производителям там чрезвычайно жестки. Земля, на которой планируется производить экологически чистую продукцию, должна в течение трех лет проходить процедуру очистки (лишь после этого ей может быть выдан экологический сертификат). При производстве запрещается использовать химические и минеральные удобрения, а также генетически модифицированные культуры. Приветствуется использование ручного труда. Чтобы продукт получил название органического и экологический знак, в его составе должно быть 95% органических веществ. 

Заметим, что попытка ввоза эко-продуктов в Россию из-за рубежа уже предпринималась, но оказалась неудачной. В России цены на нее были в 6-8 раз выше, чем на «грязные» аналоги, и широкий круг потребителей просто оказался не в состоянии позволить себе такие траты. 
Для того же, чтобы организовать производство таких продуктов в самой России, необходимо поменять всю систему земледелия. «В нашей стране подобные мероприятия пока не проводятся. Это значит, что в ближайшие несколько лет масштабное производство экологически чистых продуктов не начнется. Несколько небольших ферм, заявивших о готовности производить органические продукты, не могут серьезно восприниматься в масштабах страны», - полагает Татьяна Рыбалова. 

«Это миф, что у нас не используются удобрения в частных огородах и на маленьких фермах. Отказаться от этого им непросто», - соглашается с Рыбаловой Аркадий Злочевский, президент Российского зернового союза. 

Мешает и отсутствие в России системы сертификации самого процесса производства: пока нет никаких рычагов воздействия, производителям нет смысла что-либо менять - им гораздо проще просто «наклеить» на свои продукты завлекательную «марку» и поднять цены. Как сообщил Андрей Ходус, директор научного предприятия по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия», в настоящее время подготовлен и вынесен на публичное обсуждение технический регламент, который должен решить все вопросы, связанные с проверкой производства. Документ был составлен на основе Американской национальной органической программы, японских экологических стандартов JAS и директивы Евросоюза по экологическому сельскому хозяйству и маркировке продукции. «В Европе производство экологически чистых продуктов сертифицируется от поля до полки магазина, наша задача - сделать то же самое», - заявил Ходус. Обсуждение регламента закончится в июле 2005 года. Новые правила вступят в силу предположительно только в конце следующего года. 


http://www.prognosis.ru/
Сайт Института Восточной Европы ПРОГНОЗИЗ

Теги:
Статьи по этой теме:
«Дрянь в заливке» выдавали за семгу натуральную
«Дрянь в заливке» выдавали за семгу натуральную
Ресторанная подача чая. Базовые принципы — вкус чая
Ресторанная подача чая. Базовые принципы — вкус чая
Охлаждение мяса индейки — неотъемлемая часть производственного процесса
Охлаждение мяса индейки — неотъемлемая часть производственного процесса
Польза бутилированного холодного чая оказалась сомнительна
Польза бутилированного холодного чая оказалась сомнительна
ИНТЕРЕСНОЕ
Rich открывает особые запоминающиеся вкусы соков
Rich открывает особые запоминающиеся вкусы соков

Знаете ли вы о секретах хорошего вкуса?  Эксперты Rich создали нечто по-настоящему особенное: три обновленных, ярких вкуса сока в новом дизайне упаковки.
Подробнее...

Комментарии

Выбрать тапочки