"Первый канал" расскажет всю правду о "хлебе насущном"
3 июля на "первой кнопке" выйдет передача "Среда обитания. Что мы едим?", которая может напугать не только пенсионерок. Ее тема - пища. Кто обманывает нас, когда мы ее покупаем, и как? Можно ли избежать рисков, которые с этим связаны? Корреспондент "Недели" Наталия Киеня выясняла подробности проекта.
Специалисты утверждают, что если бы мы, простые покупатели и потребители, знали, что нам продают на рынках и в магазинах, то сами стали бы выращивать себе еду. Все самое аппетитное и привлекательное на вид - это часто так называемый неликвид, вымоченный в марганцовке и нашпигованный воском.
Главной изюминкой проекта станет эксперимент, который проведет съемочная группа "Первого канала". Журналисты наглядно покажут, как неликвид превращается в аппетитные овощи, рыбу, мясо... Специально приглашенный повар Алексей купит обычный набор продуктов любой российской семьи: мясо на рынке, рыбу и фрукты - в супермаркете, сладости - в магазине шаговой доступности. Задача перед Алексеем стоит почти невыполнимая: попытаться приготовить из всего этого обед ресторанного уровня... Однако прежде чем продукты попадут на кухню, специалисты Россельхознадзора и Союзэкспертизы возьмут их пробы и расскажут, как опытный покупатель может обезопасить себя и своих близких.
Передача в деталях расскажет и о местах, где мы обычно приобретаем пищу. По словам создателей передачи, к примеру, на рынке искусство обмана покупателей доведено до совершенства. Маскировка неликвида тут - часть обязанностей продавца. Правда, это страшный секрет... Чтобы увидеть его изнутри, репортер "Первого канала" устроился продавцом в мясной ряд на один из московских базаров. Там ему показали, как с помощью уксуса и красителей можно превратить тухлое мясо в свежее - и как продать "замаскированный" кусок за 15 минут.
В супермаркете, правда, нас тоже обманывают. Только немного другими способами. Фрукты здесь "обновляют" с помощью воска или даже губной помады. На товаре с истекающим сроком годности перебивают этикетку. Просроченную колбасу пускают в нарезку, упаковывают заново прямо в магазине и ставят на этикетке новую, совсем по-честному недавнюю дату.
Что же до арбузов, которые через какие-то полтора месяца появятся в столице на каждом углу, то здесь дело совсем плохо. По данным московского центра "Общественный контроль", половина из них напичкана нитратами. Курс "химиотерапии" начинается еще на бахче: под кожуру арбуза, по словам создателей передачи, вкалывают селитру. После укола ягода начинает расти в два раза быстрее, однако остается зеленой внутри. Затем "для цвета" арбузу делают еще один укол - за сутки до продажи.
Конечно, наказывать недобросовестных торговцев можно и нужно. Для этого существуют две серьезные государственные структуры: Россельхознадзор и Роспотребнадзор. Чтобы проверить, насколько добросовестно они выполняют свои обязанности, корреспонденты "Первого канала" отправились вместе со специалистами по некачественной еде в рейд по подмосковным рынкам. В первой же торговой точке инспекторы нашли мясо "неизвестного" происхождения...
Авторы фильма утверждают, что все страхи обоснованы: их экспертиза товаров, купленных поваром, которая была проведена в передаче, показала, что полностью безопасными оказались лишь мясо и ягоды. В рыбе специалисты обнаружили кишечную палочку. В пирожных из магазина шаговой доступности - целый набор опасной микрофлоры: плесень, дрожжевые грибки и та же кишечная палочка.
У стороннего наблюдателя, правда, возникает только один вопрос. Если еда так опасна, почему мало кто из нас сталкивался с неприятными последствиями от ее употребления? Возможно, все ужасы, о которых рассказывает фильм, несколько преувеличены. Но береженого, конечно, и Бог бережет.
24257