rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

История основания Lipton, или как появился чай в пакетиках.



Один из первых магазинов создатель одной из самых знаменитых марок чая открыл всего лишь, имея в кармане 180 фунтов стерлингов. За время жизни его состояние выросло до нескольких миллионов, а имя стало почти синонимом фразы «чай в пакетиках». Какие были причины столь оглушительного успеха?

10 мая 1850 года в Шотландии (в городе Глазко) рождается Томас Джонстоун Липтон. С 8ми лет Томас помогает родителям в их миниатюрной бакалейной лавке, постигая при этом первые уроки бизнеса. В 10 лет Томас уже работает помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.

Поворотным моментом в судьбе Липтона, оказалась новая работа, - он устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазко и Белфастом. Юноша мечтал о дальних странствиях. И в 1865 году, имея в кармане восемь долларов, 14-летний безбилетник отплывает на пароходе к берегам Америки.

В США молодой Липтон сначала не мог найти подходящего занятия. И он отправляется на табачные плантации (Вирджиния), а позже на рисовые плантации (Южная Каролина). В поисках работы он достаточно много ездит по всей стране, и берется за любую возможную работу – в основном это была черная и малооплачиваемая работа. Лишь спустя четыре года Липтону везет – он становится клерком в одном из преуспевающих бакалейных магазинов города Нью-Йорка. Именно эта работа помогает сформулировать Липтону основные принципы своего бизнеса, а именно: грамотная система продаж и нестандартные рекламные приемы, которые обеспечили успех его бакалейным магазинам и его знаменитому чаю. Внимание Липтона привлекает девиз американских предпринимателей: «In God we trust, all others pay cash» («В Бога мы верим, а за все остальное платим наличными»).

 
Томас Липтон в кругу друзей.

Весна 1869 год, 21-летний Томас Липтон приезжает домой. Спустя через два года он открывает свою первую бакалейную лавку в городе Глазко – его капитал всего 180 фунтов. В первое время ему приходиться совмещать обязанности кассира, закупщика, посыльного, продавца и управляющего лавкой. Липтон поступает продуманно и решает закупать продукцию непосредственно у производителей, тем самым, минуя многочисленных посредников. Главным звеном в любом бизнесе является клиент – это известная истина. Про эту истину знал и Липтон, который постоянно думал о том, как привлечь покупателей в свою лавку, чтобы один раз посетив его магазин, они становились его постоянными клиентами.

Бизнес Липтона растет, и уже в 25 лет он является владельцем двадцати магазинов на западе Шотландии. Он ориентируется на массового потребителя, тем самым, привлекая фермеров и оптовиков, готовых отпускать ему самые дешевые товары. Все это время Липтон мечтает провести широкую рекламную компанию его магазинов – увы, средств на это у фирмы не было. Проблемы помогают искать новые пути развития, и Липтон полагаясь целиком на свою фантазию и изобретательность разрисовывает витрины своих магазинов забавными картинками, а также экспериментирует с товарами, раскладывая их в виде интересных и затейливых композиций. Для создания интересных и необычных украшений магазинов Липтон решает нанять карикатуриста – им был Уилли Локхарт. Он придумает постеры, которые меняются каждую неделю, тем самым, привлекая любопытных прохожих в магазины Липтона. Такой подход к бизнесу оправдывал усилия – и в итоге днем и ночью у магазинов Липтона толпились люди. Постепенно рекламные акции магазинов начинают затрагивать все большую общественность. Например, специально к Рождеству 1881 года Липтон заказывает в Америке самый большой в мире круг сыра, тем самым вызвав интерес у жителей Глазко, которые выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек – весь сыр был распродан за два часа.

 
Липтон, изображенный на сертификате.

Как не странно, Томас Липтон всегда был оригинален – это показывали его рекламные акции. Он не создает поводы для рекламирования своих магазинов – он старается увидеть их в любой возможности. Как-то раз, сопровождая груз чая по красному морю, перегруженный корабль вдруг начал тонуть – чтобы спасти судно, матросы выбрасывали тюки с товарами за борт. Липтон их остановил, и схватил банку красной краски – он начал быстро что-то писать на тюках. После того, как волны прибили к берегу тюки с красными надписями выяснилось, что была за надпись на них: «Пейте чай Липтон!».

В 1901 году Липтон строит яхту для участия в гонках на Кубок Америки. На протяжении многих годов яхта так ни разу не победила – за это Липтону был вручен титул «самого почетного аутсайдера». Но даже от проигрышей яхты в гонках был успех – прежде всего коммерческий. Участие в гонках дало толчок для продвижения торговой марки Lipton в Америке.

В 35 лет Липтон приобретает на территории Чикаго продовольственные склады и фабрику по упаковке продуктов. В то время его разветвленная сеть магазинов охватывает не только Великобританию, но и некоторые страны Европы. Спустя некоторое время к ним прибавится ещё и несколько магазинов в разных уголках Америки.

 
Один из дизайнов упаковки чая Lipton.

К 1890 году доходы бизнесмена из Шотландии достигли миллионы фунтов. Наконец-то можно было отдохнуть, воплотив в явь свою детскую мечту – дальние морские путешествия. Но, Липтон решает отказаться от морских путешествий и приступает к освоению чайного бизнеса. Почему же именно это время было выбрано Липтоном для занятия чайным направлением? – ответ прост: на тот момент единственный напиток, способный составить конкуренцию чаю, был в большом дефиците. Причиной тому была – болезнь, поразившая кофейные деревья на плантациях в Цейлоне. Большая часть плантаций была продана за бесценок, часть вырублена и позже заменена чайными кустами. Находчивый Липтон воспользовался ситуацией на острове и приобрел дешевые сельскохозяйственные угодья. Чтобы скрыть свои планы от конкурентов, он заявляет, что уезжает в Австралию открывать новые магазины, а сам тайком приезжает на Цейлон, где приобретает 5500 акров чайных плантаций.

Чайный рынок Томас завоевывает по всем правилам маркетинга и логистики: Он налаживает бесперебойные постоянные поставки товара в Англию, попутно он много внимания уделяет складским и упаковочным службам. Постепенно его плантации превращаются в полигон для испытаний новых технических новшеств. К примеру, Липтон придумывает канатные линии, по которым транспортируются корзины с чайным листом – тем самым он облегчает доставку сырья к месту переработки.

 

Самым большим новшеством Липтона в развитии бакалейной торговли стал новый способ продажи чая – он начинает продажу чая в небольших коробочках, в то время как все продавцы продают чай по весу. Данное решение Липтона позволило продавать товар по доступным ценам, за счет мелкой розницы. Благодаря идеям Липтона увеличивается популярность чаепитий, как в Европе, так и в США. Томас ориентировался на средний класс, с которым он умел общаться. Через некоторое время у Липтона появляется собственный флот: сначала были парусники, которые развивали огромную скорость по тем временам (клиперы), а позже более вместительные и менее зависимые от погоды – пароходы с усовершенствованными машинами. Благодаря гонкам на клиперах, нагруженными доверху чаем, развивался научно-технический прогресс. Стремясь быстрее всех доставить чай в Европу и США, Липтон и его помощники тратили немалые деньги, платя инженерам и конструкторам за их разработки. Со своей же стороны те создавали идеальные аэро- и гидравлические корпуса с точки зрений пропорции судна, придумывая новые материалы корпуса.

 

Один из первых слоганов Липтона гласил - «Прямо с плантации — в чашку. Этот слоган был на плакатах, которые были расклеены во всех британских поездах и автобусах, и как нестранно подтверждался тем, что разгрузка чая в британских портах превращалась в интересное шоу. Товар сопровождался сингалезким оркестром, колоритными участниками, которые играли на экзотических инструментах и плясали.

Чай должен быть доступным по цене и при этом хорошего качества – эта цель, которая была поставлена Липтоном перед самим собой. Для достижения этой цели ему приходилось бороться с себестоимостью товара, с издержками при доставке, и также с некоторыми предрассудками. В то время в обществе витали слухи, что торговцы, увеличивая вес чая и снижая цену на него, добавляют… овечий помет. Липтон решает нанять лучших блендеров – специалистов, которые составят чайную смесь и разрушат слухи. Специалистам была поставлена сложная задача, которая включала многие нюансы, один из которых был: жесткость воды, которая будет использоваться для заварки чая.

 

Также можно отметить одно из главных достижений для бренда Lipton – создание узнаваемой упаковки для пакетов с его чаем. Томас не ошибся: приятный на вкус чай, при этом упакованный в аккуратные упаковки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, завоевал многие сердца его клиентов, а сам Липтон превратился в непременный символ своей эпохи. Он был героем скетчей, карикатур. Что удивительно – в карикатурном виде он чаще попадал на обложки газет, причем даже чаще, чем в своем настоящем облике.

Не стоит забывать и другое новаторство Липтона – именно его чай впервые в мире стал продаваться в одноразовых пакетиках. Первым идею одноразовых бумажных пакетиков для чая придумал американец Том Салливан, но именно Липтон первым в начале 20 века внедрил ее в производство.

 

В числе поклонниц отличного вкуса чая Lipton были не только простые смертные, но и высшая знать, а именно сама королева Виктория. Королева сочла, что Томас Джонстоун Липтон помог формированию «английского стиля жизни» и что его вклад достоин титула сэра. А в 1897 году Томаса Липтона посвятили в рыцари.

1898 год - по решению Липтона фирма была акционирована. Председателям правления стал сам Томас Липтон. Благодаря высокому спросу на его акции он заработал 2 млн. фунтов стерлингов.

 

С началом продаж на рынок было предложено три сорта чая Lipton. Лучший из них в то время назывался Quality-1 – он продавался в желтой упаковке с красной эмблемой Lipton. В наши дни этот сорт известен всему миру, как Lipton Yellow Label.

В 1972 году, задолго после гибели Липтона, англо-голландская компания Unilever купила все компании, некогда входящие в чайную империю сэра Томаса Липтона. А несколько лет назад концерн Unilever вложил в обновление имиджа брэнда Lipton около $100 млн. Концерн Unilever поставил перед собой цель - успешная конкуренция с другими производителями безалкогольных напитков, например, такими как Coca-Cola, сделав ставку на полезные свойства чая.

 

Однако на этом реформация торговой марки Lipton не закончилась: подразделение ответственное за чай изменило дизайн упаковки. Бренд Lipton устоял напор конкурентов, и сейчас чай в традиционно желтых коробочках является одним из самых узнаваемых продуктов на рынке чаев.

Сэр Томас Джонстоун Липтон умер 2 октября 1931 года в Лондоне. Почитателям и любителям его знаменитого чая он оставил огромную чайную империю с подразделениями в разных странах мира. У известного чаеторговца Липтона не было наследников – его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов было передано на благотворительность. В наши дни, созданная им бессмертная торговая марка не просто существует, а развивается и процветает по сей день.


http://24company.ru

Теги: напиток , чай. липтон , Производители
Статьи по этой теме:
"Особенная" чайная упаковка от Sandstrom Partners
"Особенная" чайная упаковка от Sandstrom Partners
"Эрлан" выпустил энергетик EnerGO
"Эрлан" выпустил энергетик EnerGO
Ahmad выпустил чайную коллекцию в подарочной жестяной упаковке
Ahmad выпустил чайную коллекцию в подарочной жестяной упаковке
Coca-Cola во Франции запустила в продажу шуточную серию популярного напитка Zero
Coca-Cola во Франции запустила в продажу шуточную серию популярного напитка Zero
ИНТЕРЕСНОЕ
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»
Unilever Food Solutions подвёл итоги фестиваля «Архитектура вкуса»

Один из мировых лидеров по производству продуктов для индустрии общественного питания Unilever Food Solutions объявил победителей гастрономического фестиваля «Архитектура вкуса». Ц...
Подробнее...

Выбрать тапочки