Выбрать недорогую обувь RIEKER. С доставкой
rss  twitter    +
  
Поиск по сайту:
 

В поисках Диктатуры


Прошедшим летом довелось побывать в Республике Беларусь. Много раз из различных источников слышал, что Президент этого государства - последний диктатор Европы. Интересно было понять, правда ли это? Возможно очередная ложь, имеющая свои цели и несущая ее распространителям выгоды, а массам промывание мозгов в нужном для распространителей направлении. Суждение «последний» не стоит принимать во внимание, потому что никто не может предсказать будущее на века и даже назавтра, тем более всех государств целой части света. В чем же суть понятия диктатура? За признаки диктатуры можно принять просто строгость, требовательность руководителя государства или, как говорил чилийский диктатор Пиночет, при котором за политические убеждения были убиты и пропали без вести почти 10 тыс. его политических противников: «Я не диктатор, просто у меня лицо такое». Итак, что такое диктатура.
Диктатура (неограниченная власть), понятие, характеризующее систему осуществления власти в государстве. Употребляется в двух основных значениях:
1) сущность государственной власти, обеспечивающая экономически господствующему классу политическую власть. («Сов. энцикл.словарь», М.1982, стр.396).
Для того, чтобы не допустить влияния коммунистического Северного Вьетнама на Южный Вьетнам и их воссоединения, дальнейшего разрушения колониальной системы Правительство США в свое время развязало войну на этой территории. СССР стремился к тому, чтобы эти территории воссоединились под руководством Северного Вьетнама, и оказывал всяческую помощь в этой войне Северному Вьетнаму.
Вот наглядный пример различного поведения государств, в корне отличающихся друг от друга по своей экономической и политической сущности (первая часть определения диктатуры).
В другом значении диктатура понимается как способ осуществления власти (диктаторский режим, диктаторские методы и т.п.). При диктаторском политическом режиме происходит концентрация власти в руках одного — диктатора, или нескольких лиц. На первый план в политике выдвигаются насилие и террор. В этих случаях Д. характеризуется неограниченностью и бесконтрольностью диктаторской власти, наступлением на провозглашённые конституцией демократические права и свободы, ограничением прав представительных органов и т.д. Власть опирается непосредственно на насилие. Понятно, что лицо, осуществляющее такую власть, является Диктатором. («Сов. энцикл.словарь», М.1982, стр.396).
А что же в Республике Беларусь?
Пример успешной рыночной экономики в ряде стран оказался заразительным для всех государств на постсоветском пространстве. В 90-е годы началось в некотором роде общественное умопомешательство. Почему-то решили, что переход к такой экономике возможен только путем слома всей экономической и политической системы и устройства жизни общества только на примере западных образцов. Тех же США, стран Западной Европы. Никто не увидел или не захотел видеть и не воспринял опыт Китая, а также трудностей Бразилии, Индии, Мексики и других стран на пути рыночной экономики. Полагали, что переход к такой экономике случится за несколько сотен дней. Стоит только объявить о переходе к рынку, изменить политическую систему в государстве, принять соответствующую экономическим задачам страны конституцию и объявить приватизацию, как все изменится и начнется экономическое процветание. Но все оказалось не так просто.
После развала Советского Союза и государственно-плановой системы управления народным хозяйством не избежали постсоветской бестолковщины при переходе к рыночной экономике все республики, входящие в его состав. В результате в Белоруссии стал нарастать кризис во всех сферах жизни общества, разрушение материальных носителей экономики, разрыв сложившихся за советский период экономических связей, резкое падение уровня жизни населения.
В июле 1994 года в результате прямых выборов Президентом Беларуси избран А.Г. Лукашенко. Перед ним и народом страны, который по классовому составу состоял из рабочих, крестьян, интеллигенции и нарождающегося класса собственников-предпринимателей встали сложные задачи по строительству государства и экономики на совершенно других основах.
Всенародным референдумом была принята Конституция республики, в которой нашли отражение правовые идеи, содержащиеся в конституциях тех же США, стран Западной Европы, так и опыт государственного строительства в Советской Белоруссии. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике является народ. В ней, как в Конституции США, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а взаимоотношения между этими ветвями государствен­ной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Правосудие осуществляется только судом, содержится расширенный перечень прав граждан, которые можно изменить только посредством всенародного референдума. Всем предоставляются равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируется равная защита и равные условия для развития всех форм собственности. Экономическая жизнь развивается на базе государственной и частной собственности. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Республика Беларусь ставит целью сделать своё государство нейтральным и устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица, а также и Президент действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов.
Республика Беларусь - Президентская республика. Это весьма распространенная форма правления. Она характерна для США, Российской Федерации, Казахстана, Бразилии, Мексики и т.д. Главной отличительной чертой президентской республики является то, что в ней исполнительная власть, отделена от власти законодательной. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом. Он является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
В 30-ти пунктах ст.84 Конституции, других нормативных актах содержится перечень широчайших полномочий Президента. В президентской республике полномочия Президента сравнимы, пожалуй, и Республика Беларусь не исключение, с полномочиями российских монархов в пореформенную после отмены крепостного права эпоху, с той лишь разницей, что он не помазанник божий, власть его не передается по наследству. Он может быть досрочно освобожден Парламентом от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности, а также смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления.
Каковы же эти полномочия? В рамках этой заметки нет возможности привести их полный перечень. Назначает республиканские референдумы, выборы в Парламент, часть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Может распустить Парламент в соответствии с Конституцией. Назначает премьер-министра с согласия Палаты представителей, определяет структуры Правительства, лично назначает заместителей премьер-министра, министров, с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов, а также судей этих судов, Генерального прокурора, является Верховным Главнокомандующим. Назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил и т.д. Но заметьте, все его полномочия проистекают из Конституции и других законов. Это широчайшие полномочия, предоставленные одному человеку, сравнимые с обязанностями президентов в других президентских республиках, но их нельзя назвать диктаторскими, потому что такая практика существует в ряде стран, президентов которых не относят к диктаторам. Права закреплены в Конституции Республики и в других законах, осуществляется без насилия, не основанного на законе и применяемого вне закона, а также не бесконтрольно. Полномочия строго определены. Очевидно, что при таких полномочиях у него просто нет и не может быть никакой потребности в том, чтобы вопреки законам присваивать себе еще какие-то права, бесконтрольно их применять или опираться на недемократические, внесудебные, не предусмотренные законами способы управления государством, т.е. навязывать стране диктатуру в смысле приведенного выше определения.
Парламентом Республики принято и Президентом подписано по моим подсчетам 27 Кодексов, которые содержат систематизированные нормы права по различным направлениям жизни и деятельности государства и общества. При таких условиях законами легко пользоваться, они доступны, интересующимся понятна их суть. При желании каждый гражданин легко может сравнить содержание законов и практику их применения.
Государственное устройство Белоруссии способствует, а не тормозит развитие экономики, гражданского общества. Оно является проявлением взглядов Президента, который имеет два высших образования, одно из которых историческое, а другое политическое.
Очевидно, что именно это и здравый смысл, присущий белорусскому обществу, позволил соблюсти преемственность в развитии страны на новом этапе. В Республике сохранено крупное сельскохозяйственное производство при одновременном развитии и фермерского способа ведения сельского хозяйства. В настоящее время страна полностью обеспечена своим традиционным продовольствием и сельскохозяйственным сырьем для промышленности, а часть его экспортирует. Сбережены от бездумного акционирования и приватизации промышленные предприятия, которые постоянно модернизируются в результате инвестиционной деятельности государства. Поддерживаются прежние и развиваются новые экономические связи с Россией и другими странами. Строятся новые предприятия. Государство имеет возможность спокойно, без спешки, с выгодой для общества осуществлять приватизацию этих предприятий или воздерживаться от нее. Пример Белтрансгаза. Параллельно в рамках законов и не за счет незаконного изъятия государственных средств развивается частнопредпринимательская деятельность в промышленности, на транспорте, других отраслях.
В результате такой политики обеспечивается занятость населения, растет заработная плата, развивается здравоохранение, образование, наука, укрепляется обороноспособность, наполняется бюджет, функционирует пенсионная система.
Из недавно опубликованного исследования Института Гэллапа о медианном уровне дохода в 131 стране мира (медианный уровень дохода – тот уровень, при котором 50% представителей выборки имеют более низкий доход и 50% - более высокий. Обычно отличается от среднего уровня дохода, который определяется сложением всех показателей дохода представителей исследуемой выборки и делится на количество ее представителей). Беларусь оказалась на 32 месте среди исследовавшихся стран, ненамного отстав от Португалии (30) и Словакии (31) и опередив такие страны, как Хорватия (33), Эстония (35), Литва (39), Польша (40), Латвия (44), Украина (45). По данным этого исследования медианный годовой доход белорусского домохозяйства (семья или другая ячейка общества, проживающая совместно) равен $15 085 в год. При этом медианный подушевой доход белорусов составляет $5236 в год. http://news.tut.by/economics/379411.html
При посещении Республики Беларусь она производит впечатление хорошо организованного, эффективно работающего демократического государства. На улицах городов довольные и спокойные люди. У них нет страха перед властью, Президентом. Люди уверены в завтрашнем дне, никто не опасается неправедных действий силовых структур. Органы правопорядка действуют в рамках закона. По улицам не носятся милицейские машины с сиренами. Нигде не видно милиционеров в форме с автоматами наперевес, автодорожной милиции, нарушений правопорядка, лиц без определенного места жительства. Прекрасные дороги с заботливо облагороженными обочинами и кюветами, из которых убраны деревья во избежание серьезных аварий. Чистые, аккуратные железнодорожные станции. Ухоженные сельскохозяйственные угодья. Обновляется деревня, строятся агрогородки, новые фермы, жилье, возведены новые супермаркеты, рынки. В магазинах изобилие различных продуктов, как местного производства, так и импортных. Сохраняются и реставрируются архитектурные памятники, не снесена ни одна скульптура, из оставшихся от прошлых времен. На улицах нет портретов Президента, его скульптурных изображений или других признаков вождизма. Открыты православные церкви и католические костелы, а также религиозные учреждения других конфессий. Оперативно работает почта, Интернет, распространена мобильная связь. Дети и молодежь учатся в школах, высших учебных заведениях, государственными языками в республике являются белорусский и русский языки. Создаются новые семьи. Все это, помимо прочего, подтверждает, что Президент справляется со своими обязанностями. Не случайно на последних выборах за него проголосовало 79,65 процента граждан республики, принявших участие в голосовании. Законность выборов и правильность их результатов подтверждена наблюдателями из стран СНГ.
Правда, в разговорах люди критикуют Президента за несдержанность при высказываниях в адрес его подчиненных и даже своих коллег-Президентов других стран. В ряде средств массовой информации утверждается, что после упомянутых выборов к вышедшей на улицу оппозиции и учинившей массовые беспорядки, были приняты несоразмерные меры. Вообще-то в случае проигрыша, как нас учит опыт «великих демократий», соперники в предвыборной борьбе должны поздравить победителя, а не дестабилизировать политическую ситуацию. Если же кто-то решил сделать по-другому, то правоохранительные органы в рамках действующих законов обязаны навести порядок. Но это не является проявлением государственного террора и необоснованного насилия, т.к. оно осуществлялось в рамках закона, применялось судами. Оглянитесь вокруг. Во всех странах пресекаются беззакония.
Как личная обида и оскорбление воспринимается людьми поведение руководителей некоторых государств, необоснованно отказывающих в праве въезда в их страны законно избранному Президенту Республики Беларусь. Я понимаю такие обиды. Ведь Президент законно избран. И люди ощущают, что их Президента хотят заставить плясать под чужую музыку. Этому мог бы поддаться слабый человек. Похоже, Президент Республики Беларусь не такой.
В Интернете встречаются суждения об имеющихся неправедных притеснениях в исправительно-трудовых учреждениях Республики. В любом демократическом государстве это самое слабое звено с точки зрения соблюдения прав граждан. Если работники этих учреждений правильно понимают свою миссию, обладают достаточной культурой, то они никогда не превратятся в мучителей других людей, оказавшихся в их власти, и будут действовать в строгом соответствии с законом, который в Республике Беларусь не предполагает ничего, что вело бы к не предусмотренному законом ограничению прав в таких местах. Но если и есть такие правонарушения, то для их пресечения в республике существует прокурорский надзор и общественный контроль за законностью и правопорядком в местах лишения свободы, что соответствует практике других демократических государствах.
Президент может избираться на свою должность неограниченное количество раз. И это тоже не является признаком диктатуры. Народ может и не избрать действующего Президента на очередной срок. Хотя у всех здравомыслящих людей менталитет одинаков: если есть жирные щи, другого добра не ищи. Нынешний Президент Беларуси может, например, по каким-то причинам и отказаться от того, чтобы баллотироваться на новый срок. Не исключено, что приход нового человека на эту должность может дать новый положительный импульс развитию республики, а может привнести и отрицательные явления. Политическое устройство республики таково, что от личных качеств Президента в жизни страны зависит очень многое. Кроме того, в стране преобладает государственный сектор экономики, который требует постоянных усилий власти, и в первую очередь Президента, по его модернизации, совершенствованию работы, по преодолению отчуждения руководителей предприятий и чиновников при исполнении своих обязанностей. Но в стране нет политической партии единомышленников Президента. Беспокойство по этому поводу высказывает и Президент. В частности, назначая 23.01.14 руководителей некоторых местных органов власти, Президент отметил, что ни в Правительстве ни в администрации Президента идея по созданию такой партии не находит поддержки. Для стороннего наблюдателя такая позиция чиновников понятна. Им так легче. Но в текущей жизни страны такая партия укрепляла бы связь лидера страны и народа, а при его смене, несомненно, была бы стабилизирующим фактором и способствовала бы подбору кандидата на пост Президента, обеспечивающего преемственность в политике, максимально отвечающего по своим качествам интересам Республики. Слабы и оппозиционные политические партии. Это объясняется тем, что белорусское общество по своему классовому составу пока достаточно однородно, а деятельность Президента других институтов государства по руководству страной на нынешнем этапе развития соответствует интересам белорусского народа. Не исключено, что эти обстоятельства будут осложнять в последующем выбор народом своего очередного лидера.
Таким образом, республика Беларусь является демократическим государством¸ а ее Президент не является диктатором. Если кто и пытается зачислить его в разряд таковых, то тот просто или не желает вникать в суть процессов, происходящих в Республике, или сознательно искажает действительность, наклеивает такие ярлыки, чтобы привнести смуту в жизнь государства.

Выбрать тапочки