Двадцать четыре смерти, заведомый обман покупателей и йогурты, обогащенные пробиотиками, – вот что оказалось в центре сразу двух скандальных историй, произошедших в Нидерландах и США. «Йогурты – это наши друзья и враги?» – заволновалась общественность. Эксперты призывают не драматизировать ситуацию.
Скандал первый
В конце января на сайте британской газеты The Daily Telegraph появилась статья об итогах исследования влияния пробиотиков на состояние больных панкреатитом. В исследовании, проводившемся в Голландии с 2004 по 2007 год, приняли участие 296 человек. В контрольной подгруппе, где пробиотики не использовались, за три года умерли девять пациентов; в экспериментальной подгруппе, участникам которой вводились смеси пробиотиков, – скончались двадцать четыре человека. Выяснилось это только по окончании исследования, поскольку проводилось оно «вслепую» – ни больные, ни медики-исполнители не знали, кому какие препараты вводятся. Неизвестно, сколько пациентов могли бы остаться в живых, не принимай они пробиотики, заявили ученые из Медицинского центра Университета Утрехта (University Medical Centre in Utrecht), предавшие данные огласке. Также медики предупредили, что с их точки зрения тяжелобольным людям употреблять продукты с пробиотиками не рекомендуется.
После того как данные стали достоянием общественности, Федерация пациентов и потребителей Нидерландов (Dutch Patient and Consumer Federation) обратилась к властям с требованием провести расследование. Его итоги, по предположению Федерации, могут привести к панике среди населения. «Возможно, пробиотики далеко не столь безопасны, как утверждают производители», – заявила представительница Федерации.
Сейчас власти страны выполняют процедуры, необходимые для начала расследования. Тем временем голландским медикам запретили прописывать пробиотики пациентам, находящимся в отделениях интенсивной терапии или получающим питание через капельницу в связи с тяжелыми заболеваниями внутренних органов.
Однако по непонятным причинам представительницей Федерации был особо выделен лишь один из многочисленных кисломолочных напитков с пробиотиками – Yakult, изобретенный аж в 1935 году в Японии и выпускаемый по франшизе во многих странах мира. Естественно, что производители Yakult встали на защиту своего детища. Во-первых, Yakult – напиток, а не лекарство, заявили они. Во-вторых, люди пьют его более 70 лет, и никакой опасности для здоровья ни он, ни содержащиеся в нем бактерии не представляли и не представляют; в-третьих, больным пробиотик вводился непосредственно в кишечник, а это далеко не одно и то же, что пить Yakult обычным способом.
Почему в центре скандала оказался именно Yakult, из публикации в газете оставалось непонятным. Да, эксперты и регулирующие ведомства из разных стран не раз говорили, что пробиотики нуждаются в тщательном изучении. Например, в отчете британского Агентства по пищевым стандартам (Food Standard Agency, FSA) за 2005 год было сказано, что "для всеобъемлющего анализа эффективности воздействия пробиотиков на человека необходима более полная информация об их влиянии на иммунную систему". Но дело в том, что в ходе описанного выше исследования пациентам вводились смеси различных пробиотиков, и не только Lactobacillus casei – бактерий, содержащихся в Yakult.
Впрочем, это не первые нападки на напиток. В 2005 году FSA опубликовало данные о содержании сахара в популярных кисломолочных продуктах с пробиотиками. Первое место занял как раз Yakult: 18 граммов сахара на 100 граммов. Для сравнения: в Coca-cola на 100 граммов напитка приходится 10 граммов сахара.
Конечно, представители индустрии не остались в стороне и отреагировали на негативную для потребителя информацию куда оперативнее, чем официальные органы. К примеру, спикеры Международной пробиотической ассоциации (The International Probiotics Association) и Европейскую ассоциацию пищевых продуктов и культур (European Food and Feed Cultures Association) уточнили, что панкреатит – заболевание, отличающееся высоким уровнем смертности, а пациенты, принявшие участие в исследовании, находились в критическом состоянии. Защитники пробиотиков также обратили внимание публики на то, каким именно способом вводились препараты. И отметили, что польза от пробиотиков для здоровых, максимум слегка недомогающих, людей несомненна – в том случае, если пробиотики принимаются с пищей или напитками, как и рекомендуют производители.
Скандал второй
Против другой компании – производителя йогуртов Danone был подан иск в федеральный суд Лос-Анжелеса. Основанием для иска послужил фактический обман потребителей в рекламе кисломолочных продуктов Activia, Activia Lite и DanActive.
Сомнению подвергаются «клинически доказанная» и «подтвержденная научно» польза для здоровья, которую, как утверждалось в рекламе, нельзя получить от других йогуртов. На упаковке Activia сказано, что содержащиеся в ней бактерии «бифидус регулярис» помогут отрегулировать работу пищеварительного тракта. В свою очередь, напиток DanActive, по утверждению рекламы, укрепляет защиту всего организма – если употреблять его ежедневно. Соответственно, и платить за пользу – в данном случае за обогащенные пробиотиками кисломолочные продукты – приходится больше.
Причиной для иска послужил тот факт, что убедительных медицинских доказательств пользы пробиотиков для здоровья не существует – о чем, как предполагают истцы, компания Danone прекрасно осведомлена. Продавать же обычные йогурты по завышенным ценам как раз и помогает недостоверная реклама, затраты на которую, к слову, перевалили за 100 миллионов долларов. Требований к Danone выдвинуто два. Первое – возместить ущерб всем (!) американцам, покупавшим три вышеназванных вида йогуртов, второе – подкорректировать рекламные сообщения.
Представитель Danone Майкл Ньювирт заявил, что компания не боится суда, и продолжает настаивать на пользе своей продукции и соответствующих клинических доказательствах. Еще бы: по ноябрьским прогнозам исполнительного директора Хуана Карло Далто, суммарные продажи Activia, запущенной на американский рынок в 2006 году, и DanActive, запущенного в 2007-м, должны были составить более 40 процентов от объемов продаж всех йогуртов Danone в стране. Другими словами, даже трудно представить, какую компенсацию придется выплатить обманутым покупателям.
Комментарий специалиста
С просьбой прокомментировать скандалы, связанные с йогуртами и пробиотиками, обратился к Игорю Вайнштоку, председателю секции пробиотиков Российской медико-технической академии.
Лактобактерии могут стать причиной заболевания только при очень сильно сниженном иммунитете, в частности после тяжелых и объемных оперативных вмешательств или при сложных патологиях. То есть это предельно редкие ситуации, и информация – достоверная, проверенная – о каждом смертельном случае, связанном с употреблением лактобактерий, публикуется и анализируется. Так что вероятность реальной опасности для обычных потребителей практически нулевая. Касательно «голландского» прецедента: до меня доходили сведения о каких-то финансовых тяжбах, связанных с компанией – производителем напитка Yakult. Может оказаться, что на самом деле вся шумиха не более чем спланированный «наезд»: двадцать четыре человека умерло, и никто до сих пор не сидит в тюрьме?
Второй скандал, на мой взгляд, гораздо интереснее, и любопытно посмотреть, как будет развиваться ситуация. Дело в том, что многие производители рекламируют свою продукцию как лечебную – и Danone, ведущий чрезвычайно активную рекламную деятельность, тут не исключение. Формально компания чиста – она, выражаясь деликатно, просто погрешила против истины. Но с точки зрения медицинской этики это некорректно, и вот почему. Все, что предназначено для лечения, является лекарством, и должно быть протестировано по трем направлениям – на безопасность, на эффективность и на качество. Проверка выявляет положительное действие лекарства и риск возникновения осложнений. Также выясняется, насколько этот риск согласуется с лечебным эффектом. Наконец, проверяют, соответствует ли качество лекарства установленным требованиям.
Пищевые же продукты тестируются на безопасность, на качество, на содержание питательных веществ, но никогда – на эффективность. «Клинические исследования», о которых говорят многие производители, чаще всего выглядят следующим образом: в какой-то больнице пациентам наливают кефир, и они начинают чувствовать себя лучше. Но вполне возможно, что они бы и без кефира чувствовали себя неплохо!
Настоящее тестирование – сложная процедура, и проводится она «вслепую». Действие тестируемого лекарства сравнивается либо с плацебо, либо с другим аналогичным препаратом, и никто – ни лечащие врачи, ни пациенты – не знают, какой из трех вариантов дается больному. Полученные данные сопоставляются – в этом суть так называемой доказательной медицины.
33335